У вас когда-нибудь было, что вы несколько лет чего-то хотели, думали, планировали, пробовали и не получалось? Ну, вот что-то было не так. Не складывалось. Вы возвращались к этой идее и так и эдак, разговаривали с друзьями, успокаивались на какое-то время, а потом снова и снова возвращались к теме: потому что вопрос не решен, и он зудит, и от этого не клёво.
А потом, когда вы уже готовы махнуть рукой, приходит ответ.
Удачно купленная книга, случайно оброненная кем-то фраза или просто чей-то пример – и всё складывалось в одну понятную картинку. Дзынь. Или БДЫЩЬ, я не знаю, с каким звуком у вас расширяется картина мира.
Я этот год точно запомню. Потому что еще один важный вопрос, от которого ни много ни мало зависит, как и где я буду жить, как будут жить мои дети, для меня решился: вопрос с деньгами.
ФИГАСЕ,скажете вы и я согласно закиваю с вами головой. Именно, фигасе.
Я сложил картинку про деньги, в понятной для меня модели абстракции. Откуда берутся, как работают, и как я могу заставить работать мои деньги.
Если вы уже сейчас испытываете жесткое отвращение к теме денег, вы не любите их, а они в ответ не любят вас, можете не читать. Ну, правда, какой смысл себя ломать в этой древней нелюбви. Не любите – не читайте, а я дальше про деньги расскажу. Точнее про картинку, которая сложилась у меня в голове.
Мне повезло, я могу заниматься любимым делом, которое приносит эти самые деньги. Я не знаю, сколько лет еще мне подарит вселенная, чтобы я мог оставаясь в этом же состоянии, делать свое дело. Но я понимаю, что этот момент настанет, и я захочу заниматься чем-то другим. Может быть, это что-то не будет приносить мне деньги или я пойму, что просто хочу сидеть возле океана с любимой женщиной, читать книги внукам и не думать, откуда взять сумму на оплату счетов и покупку мороженного.
Вернемся к моему вопросу. Он не про то, откуда взять деньги, это я понимаю. Он о том, как жить там, где я захочу; спокойно делать то, что мне нравится, и не париться, что мне не на что купить билет на самолет и полететь посмотреть новое место на карте или просто сесть за стол и полгода писать книгу, не заморачиваясь про ежемесячный доход семьи.
Мой вопрос прост: как должна быть настроена моя финансовая система, чтобы в какой-то светлый момент я смог сказать «нафиг работу, на жизнь мне хватает с того, что я уже заработал» и я могу выбрать место, где буду жить, не оглядываясь на страну, в которой у меня «пенсия накопилась». И уж точно я не хочу постареть раньше времени потому, что «депозиты в национальную валюту сконвертировали», то есть какие-то… чудаки приняли какой-то закон и ловким движением руки превратили мои накопления в труху.
Я видел, как постарели родители при развале СССР и как пила корвалол моя бабушка, когда их сбережения стали равны копейкам в новых деньгах. А еще я вижу, как сейчас из последних сил впахивают те, кого не взяли на обеспечение их дети. Как стареют на работе мои преподаватели, потому что вместо уважаемой профессорской пенсии им государство подсунуло кукиш. Я не собираюсь висеть на шее у своих детей. И я не хочу полностью зависеть от решений посторонних людей, которые будут решать, сколько я должен получать на пенсии и в какой стране должен жить.
Но всё это скорее фон, на котором я искал для себя ответы. Сегодня не об этом. Сегодня мне стало легче. Потому что я смог нарисовать для себя принципиальную схему, какя буду строить свою систему финансовой независимости.
Если посмотреть на вопросы «снизу вверх», становится понятно, что, зная как откладывать и как «воспроизводить» деньги, можно не отвечать на первый вопрос в формате «или-или». Можно жить сейчас и спокойно строить свой «заводик», который будет обеспечивать «хотелки» потом.
При всём при этом, как сказал один мой знакомый, «я достаточно опытный параноик и скептик с большим стажем», чтобы не доверять деньги никому, если не буду сам твердо понимать, как эта механика устроена и кто может повлиять на управляемость этой системы.
Пришлось много читать, но очень быстро я упирался в отсутствие базовых финансовых знаний и начинал путать акции с индексами, особенно когда слышал про штуки типа «индекс, торгуемый как акция». Спасибо, теперь я потерялся совсем.
В какой-то момент времени я понял, что мне нужна подходящая аналогия, потому что называть все финансовые инструменты «этими штуками» – подход, мягко говоря, так себе.
Я стал называть «эту штуку, которая делает деньги» просто «заводом» и аналогия пришлась в тему.
Вы решили создать производство, чтобы жить на доход от его прибыли.
Например, построить завод, который делает кирпичи. Обычные такие кирпичи, для производства которых нужен песок, цемент, глина и куча электричества. Всё это стоит денег, нужны разрешения на строительство. Но! Когда эта штуковина выйдет на проектную мощность, вы сможете спокойно жить с дохода от этого производства. Можете и продать всё, чтобы выручить деньги, и купить на них дом у океана, например, не вопрос. А можете спокойно жить с того, что эта машинка будет вам зарабатывать.
А если вы, как и я, в душе «крупный строитель кирпичных заводов» и планируете его развитие и рост наперед, вам надо выбрать место под него так, чтобы и расшириться можно было, и глину недалеко возить, и воду не доставлять цистернами. А если река, на которой вы построите производство будет еще и электричеством ваш завод обеспечивать, то производство будет очень выгодным.
Идеальная картинка:река крутит турбины, завод производит кирпичики, вы из них строите новые корпуса или цеха завода, периодически закупая оборудование для производства новых кирпичиков, и имеете право получать из этого прибыль. Круто же!
Конечно, ваше производство должно быть законным: то есть в юрисдикции той страны, где вы живете, может быть запрещено производить цемент, например, и никто вам не даст возможности его производить, даже если очень хочется, но производство кирпичиков должно быть разрешено. ОК. Пойдём дальше: главное, что надо уяснить.
Задача при постройке завода – не просто накопить гору кирпичей в степи, а запустить производство, то есть наладить воспроизводство новых кирпичиков из тех, что уже есть на самом заводе + подключать туда новые модули и отключать старые, которые дают меньше кирпичиков или часто ломаются.
Если вы делаете то, что разрешено, вам разрешат и прибыль получать от производства кирпичиков, и налоги ваши возьмут с удовольствием. Супер, к чему и стремимся, хотя бы в части про прибыль.
Река, которая дает электричество и мощность вашему заводу, это финансовые потоки большой мощности: биржи, фонды, индексы, акции. Причем я хочу, чтобы эта река и завтра не пересохла, и уж точно я не буду строить свой завод в степи, потому что так ближе к дому.
Завод должен строиться там, где это выгодно надолго, а деньги должны работать там, где уже давно работают деньги. Ваши финансовые инструменты должны быть «выпущены» там, где выпускаются другие работающие и массовые финансовые инструменты.
Никто не будет строить завод на последние деньги, чтобы не пойти по миру или не заработать расстройство какое-то нехорошее, если как неопытный строитель построит чего-то неработающее. Логично? Никто не вкладывает последнее.
История с разрешенным производством: законы часто запрещают людям напрямую инвестировать в определенные финансовые инструменты. Если выключить первую реакцию «вот же гады!» и подумать, то во многих законах есть логика: вы не умеете инвестировать в такие инструменты, вы не можете застраховаться от большой потери, вы можете сдуру начать играть на последние деньги (см. «жадность к риску»), вы банкротитесь, перестаете платить по своим кредитам, начнете претендовать на социальную защиту, вас надо будет бесплатно лечить и так далее.
Будем реалистами, конечно, государственная машина защищает в первую очередь свои интересы, ограничивая частных лиц от совершения таких инвестиций. Но, если подумать, то в ее действиях всегда есть какая-то доля полезной и вам логики. Государство запрещает вам производить динамит, то есть запрещает напрямую инвестировать в определенные типы инструментов: ОК, не будем. Есть разрешенные производства или страховки, в которые для вас (конечно, за какой-то процент от прибыли, мы же не в фантастическом мирке живем), «завернут» более рискованные инструменты те ребята, у которых есть опыт «заворачивания» и есть запас денег застраховать свою деятельность.
Кстати, то, что стало для меня откровенно приятным сюрпризом: есть производства, то есть финансовые инструменты, которые законодательно страхуют вас, частника, от потери на все 100%, то есть вы никогда не получите меньше, чем вложили в этот инструмент. Крутячка.
Все-таки, я крутой подбиратель аналогий! Потому что и тут с финансовыми инструментами есть полная аналогия с миром реального производства.
Модули по производству кирпичиков есть от разных производителей. То есть кто-то, кого называют market makers, уже построили свои финансовые модули, у них там бурлит большой финансовый поток, и они свои более-менее удачные модули теперь еще и продают вам. Берите, пробуйте, смотрите по результатам и просто меняйте, например, раз в год, менее работающие модули (дающие по факту меньше прибыли) на более стабильно работающие (то есть с меньшими колебаниями и с большим процентом).
Аналогия с оборудованием завода полная. Как только у вас есть первая партия кирпичиков, выпущенная на определенном оборудовании, вы получаете реальные, замеренные вами, скорость воспроизводства и накладные расходы на обслуживание этого оборудования. Если и то и другое вас устраивает, супер. Если нет, вы «выходите» из одних инструментов (продаете свое оборудование) и «входите» в другие (покупаете новое оборудование).
Часто это, кстати, делать не рекомендуется, потому что тогда вы будете платить кучу денег пацанам, которые возят туда-назад ваши станки, то есть брокерам, которые будут для вас покупать и продавать какие-то акции, например. Понятное дело, что сами брокеры вас будут уговаривать «менять станки» как можно чаще. Тут надо просто понять: эти ребята перевозят для вас оборудование, это их бизнес. Все ОК, не играйтесь в это просто ради поиграться.
Вопрос, который мне задают все, с кем я пытался обсудить эту тему, и который я сам внедрил себе в голову и ел себе им мозг, пока не сложилось с аналогией.
Никто не переносит работающий завод к себе на дачу после того, как завод стал приносить планируемую прибыль.
Какой смысл накапливать несколько лет деньги в кропотливо выбранном и проверенном вами инструменте или системе нескольких инструментов, балансировать их, перепроверять, чтобы потом вывести деньги (продать производство) и получить на руки? Что с ними потом делать-то? Под подушку прятать? Кроме того, сразу заплатить большой налог от перемещения откуда-то большой суммы накопленных вами денег еще не у каждого рука повернется. А мы боремся за идею, чтобы вы жили долго и счастливо.
У меня в этом месте что-то такое в голове физически щелкнуло.
То есть, к созданному вами капиталу, нужно приладить каналы выведения средств. Выводить средства в виде «зарплаты директора завода» себе любимому, платить с этого налоги, спать спокойно, а завод пусть и дальше воспроизводит ваши деньги.
Ответ простой: итеративно выбирать инструменты. Как сказал Нассим Талеб, «постепенно прилаживать, реагируя на обратную связь».
Смотрим на схему в динамике: пока вы только начинаете строить завод, у вас вложена не очень большая сумма денег + как раз есть время на то, чтобы наладить понятный и законный способ получения прибыли и уплаты налогов. Небольшими деньгами оперировать проще, и цена ошибки не очень велика. А если вы используете прибыль для строительства следующего цеха, то есть пока оставляете проценты в выбранном инструменте, вопросов, связанных с обратным каналом, пока нет вовсе. То есть задача не горит и ее можно решить спокойно.
Воооот! И мне нравится.
Вопросов все еще очень много. Я стою на пустом месте с детским рисунком своего «завода», который должен кормить меня в будущем, и понимаю, какое количество знаний мне не хватает: мощности электропитания, прочности перекрытий, поставщиков арматуры и еще кучи моментов, о которых я даже не догадываюсь.
Но мой рисунок у меня в голове уже есть, и я понимаю, что строить надо.
Этот рисунок мне помог собрать Эдвард Дубинский, про которого мы много писали последнее время. Сейчас он, как опытный строитель таких заводов, пытается учесть сотни моих вопросов, чтобы сделать курс, который мы анонсируем в понедельник, более доступным и понятным для тех, кто не провел половину жизни в финансовом мире.
Я для себя решил, что в этой теме я точно разберусь и точно начну делать. Потому что это важно. А важно это потому, что в нашем мире много завязано на деньги, а я, кажется, вижу, как этот вопрос можно наладить.
Весь 2021 год мы уже работали как компания, юридически расположенная в Евросоюзе, и планомерно переносили в эту юрисдикцию основные бизнес-процессы, включая прием платежей, основные расходы и уплату налогов.
Справившись с первым шоком и стабилизировав работу команды, 01.03.2022 мы заявили, что останавливаем коммерческие проекты и ближайший месяц перебрасываем все силы на проведение поддерживающих психологических семинаров для всех, кому нужна поддержка в это непростое время.
Понимая, что наш статус EU-компании и принятое решение остановить все коммерческие активности дают нам немного времени (наши налоги уже не работают против людей), следующие 10 дней мы уделили организации и запуску открытого бесплатного проекта поддержки для всех наших клиентов и подписчиков.
За это время стало окончательно понятно, что мы больше не можем поддерживать своими налогами путь, который выбрала РФ, поэтому мы прекращаем экономическую деятельность в России — наша компания не принимает платежи и не платит налоги на территории РФ.
Текущие, запущенные проекты мы доводим до конца, так как всегда выполняем все взятые на себя обязательства, как и все предыдущие 12 лет нашей бизнес-практики.
Мы — бизнес-школа, учебное заведение. В мировой истории было достаточно позорных моментов, когда образование было недоступно людям с определенным цветом кожи, определенной национальностью или в силу других дискриминационных признаков.
Мы не поддерживаем дискриминацию в любом ее проявлении, в том числе по цвету паспорта людей, которые к нам приходят.
Мы будем работать с теми студентами, кто готов при поступлении подтвердить свою позицию относительно дискриминации и согласиться с нашими правилами работы.
Мы всегда работали на русском языке, с момента основания Школы. Русский — 8-й язык по количеству носителей в мире и это язык, на котором мы думаем и работаем. Наша задача — оставаться лучшей школой для тимлидов и менеджеров, и мы можем это сделать, работая на русском.
С пониманием ко всем, кто придерживается другой точки зрения, мы оставляем за собой выбор принимать обоснованные и последовательные решения в интересах наших клиентов во всех уголках мира.