Добрый день коллеги!
Дмитрий Романов, недавно закончил курс «Команда» (причем с отличным результатом для себя и своих ребят) и теперь решил прийти в «Школу технического директора».
Мы записали с Дмитрием развернутое интервью. 15 минут о том, как он учится, какие сюрпризы подкидывает жизнь на этапе внедрения инструментов, почему он пришел к нам на обучение и что из этого вышло в конечном итоге. Рекомендуем к просмотру.
Текстовая расшифровка:
Александр: Всем здравствуйте, Школа менеджмента «Стратоплан» и Александр Орлов. У нас сегодня необычное видео. Мы решили записать интервью с нашим выпускником и студентом — Дмитрием Романовым.
Дима, ты не так давно закончил наш курс «Команда». Это история на полгода, с трехдневками и межсессионной практикой, и большой кусок жизни и работы. Почему после этого ты решил еще пойти и в Школу технического директора?
Дмитрий: Начнем с того, почему я пришел в «Стратоплан». В один прекрасный момент стало понятно, что в свое время, когда я стал сначала был руководителем отдела разработки, а потом эта роль перетекла в СТО, появилось много пробелов, которые необходимо было устранить. На курс «Команда» я для этого и пришел, а по итогу обучения поменялось абсолютно все. И я получил больше, чем планировал в своей исходной цели — решить какие-то проблемы, изучить что-то новое. Я начал понимать, что я как руководитель — уверенный джун (спасибо вам), но учиться предстоит еще очень много.
Основное, что хотелось бы освоить — это стратегическое планирование своих задач, потому что их очень много, а если действуешь интуитивно, то это не всегда удачно и, как потом оказывается, можно было сделать лучше.
Александр: Когда ты только начал заниматься на курсе «Команда», это совпало с твоим входом в должность технического директора, где у тебя было много людей в подчинении — больше 150 человек. Как курс «лег» тогда на твою реальность?
Дмитрий: Больно. Было больно ломать привычки, шаблоны, которые до этого сложились в голове. Первый модуль сильно все поломал, после чего стало немножечко легче. Это был модуль, посвященный аудиту, типам команды и типологии личности, и он принес больше всего пользы в работе.
До этого ты общался с людьми на уровне интуиции.Ты ставишь задачу, вроде бы подчиненный ее понял. Через какое-то время приходишь за результатом и получаешь либо что-то другое, либо ничего вообще, либо человек сделал все, что тебе нужно и еще сверху немного больше.
Раньше казалось, что для того, чтобы начать общаться с людьми, нужно время для знакомства, понимания, что у человека в голове происходит, как он на тебя реагирует. Курс «Команда» все это очень сильно упростил. Следующие несколько месяцев я жил с блокнотом в руках и помечал, кто из моего круга общения какого цвета (в соответствии с типажом личности), как люди себя ведут. Когда набрался опыта, стало легче и понятней, я перестал ошибаться с определением того, кто есть кто. И тогда все просто отпустил и начал жить, как жил раньше, но уже с пониманием того, что происходит.
Но поначалу это был болезненный опыт. В первый же день после начала курса я представил себе, как завтра приду (а мне с тремя людьми необходимо на внутреннем проекте созвончик сделать) и разложу задачи по-новому. Но под конец разговора понял, что человек на меня обижается. Спустя еще дня три до меня дошло, что я пытался довольно красной личности задачу разложить примерно как лабрадору. Таких ошибок в первые недели было много. Потом, когда начались межсессионные занятия, стало понятнее. Все дальнейшие модули легче ложились. Благо, что была возможность экспериментировать.
Александр: Ты сказал насчет того, что ходил сначала с блокнотом, а потом это переросло в навык. У меня вопрос, как ты учишься: пишешь конспекты, план внедрения и потом это внедряешь? Как ты этот процесс для себя наладил?
Дмитрий: На самом деле, по-разному. С точки зрения учебы, как у любого студента, у меня всегда под рукой блокнот, ручка. Я себе помечаю определенные моменты, какие-то фразы, которые в голову врезались и над ними нужно подумать. Например, после модуля, посвященного HR-процессам, у меня появилось две заметки. Первая — о проективных вопросах, вторая пометка — любые компетенции отражаются только в действиях.
Я часто пересматриваю занятия после учебы. Учиться три дня подряд, много часов, бывает тяжело. А пересмотр занятий и такие небольшие пометочки позволяют запоминать все важное.
Александр: Ты много чего внедрил по итогу курса «Команда». Твое эссе — это целый приключенческий рассказ, где много чего происходило. Что тебя на этапе внедрения больше всего удивило?
Дмитрий: Что меня больше всего удивило? Удивило, наверное, то, что некоторые изменения заходили как «пирожки в голодный год». То есть как-будто бы их ждали и с радостью внедряли независимо от результатов.
Другая часть изменений внедрялась с лояльностью. Если адекватные изменения в процессах компании предлагаешь, то никогда нет критической реакции. Все люди взрослые, все логично. Может начаться критическое обсуждение и по итогу идея видоизменится, переиграется на 90%, но, оказывается, люди всегда открыты к изменениям.
Раньше мне казалось, что их нужно только силой сверху спускать. Сейчас пришло понимание, что самые нормальные инициативы по изменению процесса нужно закидывать и ждать их реализации внизу. Как только там все устаканится, это можно считать точкой отсчета, чтобы начать изменения.
Александр: Тоже прихожу к пониманию, что изменения случаются тогда, когда они случаются. Ты можешь только их отправить в команду, а потом с интересом смотреть, как она это все принимает и переваривает. А затем все чудесным образом происходит, как ты хотел.
Ты много наблюдаешь за тимлидами в работе. Чего больше всего не хватает начинающим руководителям с точки зрения Soft skills?
Дмитрий: С точки зрения Soft skills… Это большой вопрос. Я бы нарисовал стандартную диаграмму 2Х2, где первая колонка была бы «по согласию или по принуждению», а вторая «сам/не сам».
Сейчас у нас четыре тимлида, все они выходцы из команд. Мы не брали никого с отдельным опытом управления. Одного как бы подняли к этому, он не добровольно согласился. Если же человек мечтает идти в менеджемент сам и он готовится — тут другие Soft skills.
Если человек готов идти на расстрельную должность (она в первые годы у всех такая), базовый набор скилов будет другой. Но общее, что для себя вывел: прежде всего нужно осознать, что твоя работа будет другой. Если взять программиста и тимлида — коды ты будешь писать намного реже. Просто смирись и забудь. Основная твоя работа теперь посвящена команде. И тут не хватает как раз навыков общения с командой. Ведь когда все привыкли просто в одной группе работать — это одно. Другое дело эту задачу разделить, передать, проконтролировать, как она выполняется.
Когда все дружно задачу сверху получали, она легко разбиралась. Сейчас нужно понимать, кому, что давать, кого как растить. Этих навыков — общения и понимания типологии команды, типологии людей — не хватает больше всего.
Но прежде всего это идет к саморефлексии, потому что нужно осознать, принять и себя самого смирить с тем, что ты не знаешь, с кем работаешь. Пока ты с ними был на одной горизонтальной планке, все шло хорошо. Но как только ты становишься немножечко выше, меняется до 80% всей коммуникации.
Навыки стратегического планирования на уровне тимлида пока еще не очень нужны. У тебя есть технический директор, директор — они тебя прикроют со всех сторон. Твоя задача — выстроить вертикаль работы с командой, иерархии, наладить взаимодействие, договориться. Этого тимлидам сильно не хватает. А курс «Команда» как раз это дает.
Александр: Что ты ждешь от Школы технического директора, которая стартует в феврале и где мы целый год будем работать вместе. Сейчас в курсе уже собралась команда из 20 человек — и это после первых недель анонса. Чего ты ждешь от этого года?
Дмитрий: После курса «Команда» боюсь строить ожидания. Но основные проблемы, которые волнуют и где хотелось бы получить помощь от грамотных коллег — это стратегическое планирование, понимание всего операционного уровня компании. Этого сейчас не хватает и хотелось бы развить такие навыки по итогу обучения, чтобы стать мощным инструментом в руках своего генерального. Потому что сейчас видно, что в любой сфере развития компании можно что-то доработать и поправить. Большинство из этих сфер я вряд ли смогу освоить по специфике. Но определенные вещи — стратегическое, технологическое, техническое планирование, ту же операционку понимать и где-то ее на себя местами брать, как минимум, по своему отделу — это две самые большие цели на следующий год.
Александр: Спасибо тебе большое, что нашел время присоединиться и поделиться своим опытом обучения и управления с нами. Коллеги, всем спасибо за внимание. Будем рады вас видеть и в курсе «Команда», и в Школе технического директора. Приходите. Изменения случаются у всех, но по-разному. Это зависит от вашей начальной формы. Но точно будет интересно и небесполезно. Всем хорошего дня.
Ваша Школа менеджмента «Стратоплан»
Весь 2021 год мы уже работали как компания, юридически расположенная в Евросоюзе, и планомерно переносили в эту юрисдикцию основные бизнес-процессы, включая прием платежей, основные расходы и уплату налогов.
Справившись с первым шоком и стабилизировав работу команды, 01.03.2022 мы заявили, что останавливаем коммерческие проекты и ближайший месяц перебрасываем все силы на проведение поддерживающих психологических семинаров для всех, кому нужна поддержка в это непростое время.
Понимая, что наш статус EU-компании и принятое решение остановить все коммерческие активности дают нам немного времени (наши налоги уже не работают против людей), следующие 10 дней мы уделили организации и запуску открытого бесплатного проекта поддержки для всех наших клиентов и подписчиков.
За это время стало окончательно понятно, что мы больше не можем поддерживать своими налогами путь, который выбрала РФ, поэтому мы прекращаем экономическую деятельность в России — наша компания не принимает платежи и не платит налоги на территории РФ.
Текущие, запущенные проекты мы доводим до конца, так как всегда выполняем все взятые на себя обязательства, как и все предыдущие 12 лет нашей бизнес-практики.
Мы — бизнес-школа, учебное заведение. В мировой истории было достаточно позорных моментов, когда образование было недоступно людям с определенным цветом кожи, определенной национальностью или в силу других дискриминационных признаков.
Мы не поддерживаем дискриминацию в любом ее проявлении, в том числе по цвету паспорта людей, которые к нам приходят.
Мы будем работать с теми студентами, кто готов при поступлении подтвердить свою позицию относительно дискриминации и согласиться с нашими правилами работы.
Мы всегда работали на русском языке, с момента основания Школы. Русский — 8-й язык по количеству носителей в мире и это язык, на котором мы думаем и работаем. Наша задача — оставаться лучшей школой для тимлидов и менеджеров, и мы можем это сделать, работая на русском.
С пониманием ко всем, кто придерживается другой точки зрения, мы оставляем за собой выбор принимать обоснованные и последовательные решения в интересах наших клиентов во всех уголках мира.