В кризис 2008 года была популярная шутка про новости по телевизору:
Добрый вечер. Ну и хватит о добром…
Мы с вами в кризисе. Добро пожаловать.
Кризис, в котором мы с вами находимся сейчас, в 2015, оказался глубже и длительнее всех предыдущих. Кризис 1998 года был как короткий разряд тока. Кризис 2008 года был сильнее и больнее, но как-то все быстро оправились. А сейчас лихорадит с припадками, уже второй год: не прекращается затяжной конфликт в Украине, экономические санкции усиливаются, новый конфликт в Сирии, национальные валюты обесценились в 2 и 3 раза.
Этот фон не может не влиять на нас с вами.
Возможно, именно с вами страшного и необратимого еще ничего не случилось. Оно случается прямо сейчас. Вопрос только где вы: внутри мясорубки или над ней.
Мы создаем и запускаем обучающие продукты и программы с 2008 года. С 2010 года мы делаем это как Школа менеджеров Стратоплан. Область обучения взрослых людей хорошо изучена. Со временем и мы научились это делать хорошо.
А еще мы постоянно экспериментируем с информационным маркетингом и тем, как позиционировать и продавать наши продукты и услуги. И здесь нет устойчивых моделей и гарантированных рецептов. Медиа меняется постоянно. Формулы запуска новых проектов или продуктов устаревают быстрее чем за полгода.
В понедельник мы запустим нашу новую, большую обучающую программу, к которой пришли после трех лет непрерывной работы и экспериментов с форматами обучения. Мы знаем что она работает. Мы не знаем со 100% уверенностью как сработает запуск и как сделать так, чтобы достучаться до тех, кому эта программа нужна и не задолбать пушечными выстрелами тех, кому сейчас не до этого.
Но мы знаем вас, потому что сами такие. Вы научили нас, что если мы объясним что мы делаем, расскажем, почему делаем это именно сейчас, вы нас поймете лучше, чем если мы будем делать как все и продавать как все. «Черная пятница», «Кибер пятница», «Белый понедельник» — накрутить стоимость и потом выдать накрутку как скидку… мы в это не играем.
В этот раз мы решили не играть по правилам информационного маркетинга, а рассказать вам сразу: что и как мы будем делать. Если вы с нами — ОК, если нет — мы дадим вам возможность не получать он нас писем про этот запуск Школы менеджеров Стратоплан.
Мы хотим рассказать вам, как была спроектирована эта программа, о своем опыте работы со студентами первого набора, о том почему и как мы продолжаем делать ее сейчас, когда на дворе кризис, гремят информационные войны и хаос, которого наше с вами поколение еще не видело.
В любом кризисе есть две логики поведения — та, которую вам навязывают масс-медиа и та, которую вы выбираете сами. Направленная наружу, которая толкает вас на необдуманные действия, и направленная внутрь, которая помогает вам быть сильнее и умнее и спокойно пережить кризис.
Наше понимание, как быть и что делать в кризис мы и постараемся раскрыть в этом цикле статей:
Из этого цикла писем/статей/размышлений вы:
Если вы не хотите получать от нас эту информацию — прямо сейчас вы можете перенести свою подписку в список «Просто друзья»: вы продолжите получать наши статьи информационного характера, видео и другие полезные материалы без информации о наших платных курсах.
Если вам интересно посмотреть на мир нашими глазами — пойдем дальше. И сегодня мы поговорим о том, что такое система, как она адресует проблемы, почему на нас столько всего сваливается и на кого направлена в первую очередь информационная война в СМИ и интернете.
Мы с вами в кризисе. Кризисе власти и экономики. Мы с вами пытаемся сохранить здравый смысл и продолжать работать в условиях новой войны. Для этого нужно понимать как устроена система и как она себя ведет, когда сталкивается с проблемами.
Любая система, государство или корпорация состоит из основных 4 модулей:
Система функциональна в динамической среде и может развиваться, если выполняется ряд простых статических и динамических законов, один из которых говорит, что любая проблема в системе должна исправляться на том же уровне на котором она обнаружена или на уровень выше.
В теории это означает, что чиновник или менеджер, который нашел проблему, должен ее проанализировать, понять что он может сделать на своем уровне и если никаких решений в поле его полномочий нет, идти с ней на более высокий уровень.
На практике, когда в политике, экономике или бизнесе возникает кризис или проблема, одним из способов его решения является, так называемый «экспорт вниз» — перенос проблемы с уровня обнаружения проблемы, наоборот, на уровень ниже, потому что, эскалировать проблему или страшно из-за потенциальных последствий (уволят, потому что не справляешься и соотв. недостаточно компетентен для занимаемой должности) или просто некуда (если ты директор, знаний или опыта не хватает, а привлечь стороннюю экспертизу по каким-то причинам не получается).
Примеры, как это работает.
Какое управленческое решение чаще всего предпринимается? Давайте стимулировать отдел продаж (решение директора по продажам) или наймем нового директора по продажам (решение генерального директора или владельцев).
Логично только на первый взгляд. Мы с вами и нашим продуктом или услугой на рынке, где есть другие игроки, где есть цена, где есть другие способы решить проблему, которую решает ваш продукт, где есть курс доллара и банковская ставка по вкладам, где есть ваша целевая аудитория и каналы продвижения информации о вашем продукте или услуге и также безусловно есть способ, которым вы продаете и сумма усилий (работа), которую свершает ваш отдел продаж.
Возможно, рынок изменился. Или ниша стала менее гибкой по отношению к «ценовое предложение — решаемая проблема», то есть не готова больше платить за ваш продукт или какая-то более глобальна проблема вытеснила проблему, которую решал ваш продукт. То есть проблема с продажами, вполне возможно находится не только в отделе/департамента продаж/сбыта, но является более системной проблемой продукта/маркетинга/рынка. И если человек отвечающий за продажи уверен с полноценном функционировании органа продаж (давайте для простоты дальше обобщим отдел/подразделение/группа до слова «орган»), то он может идти в соседние подразделения или выше и предлагать что-то делать с маркетингом, продуктом или услугой.
Или другой пример:
Люди стали увольняться, потому что курс доллара пошел/побежал/полетел вверх, а зарплата привязана к национальной валюте? Давайте дадим указание «удерживать и мотивировать» или «нанимать новых за те же деньги + бонусы за переход», вместо того, чтобы искать выход на внешние рынки, мультиплицировать схему доходов компании или оптимизировать бизнес-процессы и увеличивать прибыльность компании на одного сотрудника, что позволит платить другие зарплаты
То есть в большинстве случаев, проблема обнаруженная на определенном уровне системы не решается, а превращается в проблему более низкого уровня:
Есть 2 причины почему правильный шаг — убедиться что у тебя все в порядке и инициировать изменения в соседних участках системы — не случается.
Исключения есть — кто-то разобрался с продажами или производством, все наладил и пошел дальше — налаживать маркетинг или развивать партнерскую сеть или вовсе занял управляющую позицию в компании. Исключения потому так и называются, потому что исключений в разы/порядки меньше, чем не исключений.
Описанные выше проблемы характерны не только для отечественной политики или экономики и нашего родного стиля управления. Лу Герстнер,который спасал IBM с 1993 по 2002 или Эрик Шмидт, который в свое время вытаскивал компанию Новел из очередной задницы, писали одно и тоже буквально слово в слово: когда у компании системные проблемы, у всех вице-президентов все хорошо — проблемы или непосредственно с персоналом (инженеры инженерят все хуже и хуже и не создают более, понимаешь, прорывных продуктов: проблема НИЖЕ) или в соседних подразделениях (им точняк там нужна оптимизация: проблема СБОКУ). То есть даже вице-президенты крупных западных и мировых корпораций, люди специально обученные управлять, ведут себя точно также: решают свою проблему переносом ее вниз — выжимая из сотрудников больше или сваливая проблемы в сторону на «смежников» или соседние органы/подразделения/части системы.
Если вы находитесь не на высокой управляющей позиции в самодостаточной системе, то вы — рабочее тело системы, передаточный механизм или управляющий элемент системы. Другими словами, если вы не владелец устойчивого бизнеса или не глава государства, скорее всего на вас уже спустили или прямо сейчас спускают какую-то системную проблему.
Ситуация усиливается, как только вы оказываетесь частью большой системы: страны или корпорации.
Обманывать лицом к лицу или манипулировать одним человеком — это плохо, потому что если он поймает вас за руку, с ним будет очень сложно договариваться в будущем и придется в чем-то ему уступить.
Манипулировать коллективом, постепенно завышая планы, выкручивая ручку конвейера на 0.5% в месяц уже легче: всегда можно найти или придумать стратегию/модель/теорию, которая будет пояснять, что работать завтра еще больше, чем вчера — не просто правильный подход к делу и жизни, но и заставляет нас всех развиваться чуть-ли не духовно.
Манипулировать организацией, партией или народом — называется делать политику, управлять отношениями с общественностью, формировать общественное мнение или, если наморщить лоб на минутку, то вспомним, что это называется попросту… «пропагандой» в том или ином виде.
Ситуация также осложняется, если у вас есть голова на плечах и вы умеете анализировать факты/ситуацию во времени или просто обладаете банальной логикой.
Сложно управлять и манипулировать человеком мыслящим.
Сложно спустить новый план в 2 раза выше предыдущего и при этом ловко снизить % ровно в два раза, чтобы платить по факту столько же, а менеджер по продажам, которого мы теперь назовем «менеджером региона» и вручим ему не подчиненных, а просто в 5 раз большую базу холодных контактов, это легко принял и согласился.
Тяжеловато продать программисту идею «зато теперь у нас супер-гипер-новая-модная методология в которой у тебя больше ответственности за твой код и больше полномочий для его починки в любое время дня и ночи + вот тебе 2-ух дневные курсы и сертификат, потому что мы пообещали в следующем году заказчику двойной объем функционала за те же деньги». Он просто умеет считать: свое время, выработку, создаваемый им продукт и понимает сколько стоит его голова на рынке.
Совсем туго идет, если мы пытаемся через телевизор продавать идеи «светлого будущего» людям, у которых есть навыки критического мышления и анализа информации.
Так что же делать, чтобы еще и этих ребят: да-да, нас с вами, людей с деньгами выше среднего и мозгами выше среднего, заставить верить в то, что нужно людям, которые управляют оооооочень большими системами?
«Экспорт вниз», как мы помним, по прежнему никто не отменял. То есть свалить проблему, заставить работать и платить еще больше кого-то ниже в системе все равно как-то хочется.
Все очень просто: нужно забить входные каналы информацией, перегрузить орган анализа противоречивыми данными, создавать и вбрасывать парализующие логику ситуации и вырубить хотя бы частично функции головного мозга, которые можно назвать здравым смыслом.
Это цели и задачи любой информационной войны. Кризис — это, кстати, еще один результат этой войны.
И больше других, от этой войны страдаем именно мы с вами: те кто привык обрабатывать огромные объемы информации, кто умеет быстро строить выводы (только это работает в среде, где вы контролируете качество и достоверность информации на входе), кто живет в мире информации. В мире интернета, который давно стал таким же плацдармом для применения технологий влияния, какими раньше были радио и телевидение. Мы спрятались от телевизора с его сотней каналов? И сами нырнули в интернет с его миллионом каналов входящей информации.
Нас с вами будут «бомбить» в этой информационной войне первыми: много знаете — БУМ, быстро читаете — БУМ, пытаетесь анализировать — БУМ-БУМ-БУМ, захлебнитесь информацией в перемешку с разрывными снарядами противоречивых фактов и простой лжи.
Политика — это всегда не только проявление власти, это еще и прослойка между бизнесом и людьми. Экономике тоже не нужен ваш здравый смысл. Зачем? Потому что вы хорошо зарабатываете и вообще основа общества? Наоборот. Работайте больше, думайте меньше, платите непрозрачные налоги, берите странные кредиты и заткнитесь, пожалуйста.
Сейчас мы с вами оказались под тройным давлением:
Как можно бороться с тем, что внешняя политика или экономическая ситуация приводит к тому, что ваши доходы обесцениваются прямо сейчас? Как можно минимизировать последствия того, что в подавляющем большинстве иерархических систем проблемы более высокого уровня переносятся на более низкий уровень, где находится 80-90% всех занятых людей в любом бизнесе?
Стратегия выхода: инвестировать только в себя
Мы видим, как многие компании тратят огромное количество времени, чтобы вернуть людей в ресурсное состояние и направить их энергию на работу. Мы видим насколько активизировались всевозможные группы влияния, которые втягивают людей в пустопорожние склоки уже даже не на политических форумах, а на сайтах развлекательной или профессиональной тематики.
Вгодовую программу профессионального обучения, в которой сейчас учится 950 студентов.
Сегодня у нас с вами была первая встреча, первое «касание» с темой поведения в кризис. Как мы и сказали в самом начале — мы решили сделать этот запуск осознанным: последовательно рассказать вам почему мы запускаем программу именно сейчас (потому что мало делать правильные вещи, надо еще запускать их вовремя: мы считаем, что сейчас это время настало) и почему программа качественных изменений актуальна сейчас как никогда.
Об этом и о том, что такое «точка бифуркации», каких результатов мы добились в прошлый кризис 2008 года и что говорят о «кризисе возможностей» наши коллеги и студенты, мы расскажем в следующей статье. Убедитесь, что наша рассылка читается вами регулярно.
Весь 2021 год мы уже работали как компания, юридически расположенная в Евросоюзе, и планомерно переносили в эту юрисдикцию основные бизнес-процессы, включая прием платежей, основные расходы и уплату налогов.
Справившись с первым шоком и стабилизировав работу команды, 01.03.2022 мы заявили, что останавливаем коммерческие проекты и ближайший месяц перебрасываем все силы на проведение поддерживающих психологических семинаров для всех, кому нужна поддержка в это непростое время.
Понимая, что наш статус EU-компании и принятое решение остановить все коммерческие активности дают нам немного времени (наши налоги уже не работают против людей), следующие 10 дней мы уделили организации и запуску открытого бесплатного проекта поддержки для всех наших клиентов и подписчиков.
За это время стало окончательно понятно, что мы больше не можем поддерживать своими налогами путь, который выбрала РФ, поэтому мы прекращаем экономическую деятельность в России — наша компания не принимает платежи и не платит налоги на территории РФ.
Текущие, запущенные проекты мы доводим до конца, так как всегда выполняем все взятые на себя обязательства, как и все предыдущие 12 лет нашей бизнес-практики.
Мы — бизнес-школа, учебное заведение. В мировой истории было достаточно позорных моментов, когда образование было недоступно людям с определенным цветом кожи, определенной национальностью или в силу других дискриминационных признаков.
Мы не поддерживаем дискриминацию в любом ее проявлении, в том числе по цвету паспорта людей, которые к нам приходят.
Мы будем работать с теми студентами, кто готов при поступлении подтвердить свою позицию относительно дискриминации и согласиться с нашими правилами работы.
Мы всегда работали на русском языке, с момента основания Школы. Русский — 8-й язык по количеству носителей в мире и это язык, на котором мы думаем и работаем. Наша задача — оставаться лучшей школой для тимлидов и менеджеров, и мы можем это сделать, работая на русском.
С пониманием ко всем, кто придерживается другой точки зрения, мы оставляем за собой выбор принимать обоснованные и последовательные решения в интересах наших клиентов во всех уголках мира.