На одном из моих первых тренингов один из присутствующих менеджеров задал вопрос:
— Александр, а вот такая ситуация. Я возвращаюсь из отпуска и обнаруживаю, что, пока меня не было, мой начальник уволил моего ключевого сотрудника. Вот Вы, как эксперт, как считаете — это нормально или нет?
Когда меня называют экспертом, надо понимать эффект. Мне становится очень приятно, я отрываюсь от земли, мозг отключается и дальше начинается словесный поток. (Если хотите поставить эксперимент, подойдите к докладчику на любой конференции после доклада и скажите что-нибудь вроде: “Спасибо, очень понравился Ваш доклад. Вот Вы, как эксперт, как считаете…” Дальше можно спрашивать что угодно, но человек будет уже не с вами. Мы поэтому просим никогда не обращаться к нам как к экспертам.)
В общем, меня понесло…
— Конечно, не правильно. Это микро-менеджмент, и вообще…
Дальше я начал употреблять слова вроде “не этично” и прочие емкие, как мне казалось, определения. В общем, не сдерживал себя. Был эмоционален и убедителен, как мне казалось.
Как выяснилось позже вечером, начальник сидел на том же тренинге. Это был генеральный директор компании, которая меня пригласила. Хорошо, он мужик спокойный, сразу меня не выгнал. И мы даже до сих пор с ним иногда общаемся. Но ситуация получилась неприятная.
А главная неприятность была в том, что я выступил категорично, не зная ни контекста ситуации, ни истории, ни причин, которые привели к такому поведению начальника. А причина “он — идиот” не единственная, которая может быть, верно?
Когда ты долго работаешь в хорошей компании и прочел несколько книг по менеджменту, у тебя формируется очень завершенная картина мира: все должно быть вот так (ну, или как сказал Демарко, Спольски или еще кто-то). А жизнь богаче.
Короче говоря, за прошедшие годы пришлось стать очень осторожным. И теперь, прежде чем ответить на вопрос, приходится задать штук 10 уточняющих вопросов.
В конечном итоге, мы все это облекли в интеллект карту (mindmap). И расписали там не только, механизмы решения ситуаций с людьми и изменения моделей их поведения, но и:
Потому что отсутствие всего этого зачастую и приводит к тем проблемам с людьми, которые ставят в тупик экспертов.
Интеллект карту мы назвали “Формула работы с людьми” — вроде как и про людей, но в рамках некоторой системы:
В PDF не выкладываем, потому что карта получилась огромная: не удалось ее красиво развернуть и вписать даже в формат А2.
К самой интеллект карте подготовили видео с разбором того, что мы в нее заложили. Видео получилось не слишком короткое (1 час 16 мин.), но все-таки с пояснениями лучше, чем без них.
Весь 2021 год мы уже работали как компания, юридически расположенная в Евросоюзе, и планомерно переносили в эту юрисдикцию основные бизнес-процессы, включая прием платежей, основные расходы и уплату налогов.
Справившись с первым шоком и стабилизировав работу команды, 01.03.2022 мы заявили, что останавливаем коммерческие проекты и ближайший месяц перебрасываем все силы на проведение поддерживающих психологических семинаров для всех, кому нужна поддержка в это непростое время.
Понимая, что наш статус EU-компании и принятое решение остановить все коммерческие активности дают нам немного времени (наши налоги уже не работают против людей), следующие 10 дней мы уделили организации и запуску открытого бесплатного проекта поддержки для всех наших клиентов и подписчиков.
За это время стало окончательно понятно, что мы больше не можем поддерживать своими налогами путь, который выбрала РФ, поэтому мы прекращаем экономическую деятельность в России — наша компания не принимает платежи и не платит налоги на территории РФ.
Текущие, запущенные проекты мы доводим до конца, так как всегда выполняем все взятые на себя обязательства, как и все предыдущие 12 лет нашей бизнес-практики.
Мы — бизнес-школа, учебное заведение. В мировой истории было достаточно позорных моментов, когда образование было недоступно людям с определенным цветом кожи, определенной национальностью или в силу других дискриминационных признаков.
Мы не поддерживаем дискриминацию в любом ее проявлении, в том числе по цвету паспорта людей, которые к нам приходят.
Мы будем работать с теми студентами, кто готов при поступлении подтвердить свою позицию относительно дискриминации и согласиться с нашими правилами работы.
Мы всегда работали на русском языке, с момента основания Школы. Русский — 8-й язык по количеству носителей в мире и это язык, на котором мы думаем и работаем. Наша задача — оставаться лучшей школой для тимлидов и менеджеров, и мы можем это сделать, работая на русском.
С пониманием ко всем, кто придерживается другой точки зрения, мы оставляем за собой выбор принимать обоснованные и последовательные решения в интересах наших клиентов во всех уголках мира.