Слава Панкратов, Школа менеджеров «Стратоплан», и сегодня про то, что старая добрая история о том, что надо подождать и потом будет сразу и сильно лучше, не работает.
(если сейчас нет 5 минут на вдумчивое чтение, то лучше отложить на вечер)
Был такой знаменитый «Зефирный эксперимент» (Стэнфордский зефирный эксперимент — серия исследований отсроченного удовольствия, проведённая в конце 1960-х иачале 1970-х годов). Брали детей, ставили перед ними тарелочку с зефиркой и говорили, что если ребенок съест ее не сразу, а подождет 15 минут, то получит 2 зефирки и так далее. Потом замеряли успехи детей, которые могли подождать (т.н. группа отложенной гратификации), и отмечали, что такие детки потом во взрослой жизни показывали совершенно другие результаты, чем те, кто съедал зефирку сразу.
Правда, выборка состояла всего из 90 детей и в анализе эксперимента не учли, что дети из бедных семей (давайте называть вещи своими именами) чаще брали зефирку, не дождавшись прошествия 15 минут. Возможно потому, что дома их не ждали коробки с зефирками или в прошлом у них уже был опыт, когда взрослые (мама-папа) обещали потом купить что-то и не сумели, и ребенок, банально, не доверяет взрослым. «Пообщались, а потом не дадут» — мощная штука, чтобы съесть сейчас то, что перед тобой. Кроме того, дети из более богатых семей знали, что дома есть сладости (можно и подождать) + у них по факту больше шансов, чтобы потом показать «выдающиеся результаты по жизни». Словом, были и другие исследования с более правильно составленными «панелями», которые продемонстрировали, что Стэнфордский эксперимент не совсем показателен.
«Если у тебя в детстве не было велосипеда, а теперь у тебя Бентли, то в детстве у тебя все равно не было велосипеда».
Что же получается, вся история о том, что, переживая лишения или ограничения, мы потом получаем больше — выдумка? Расходимся, нас обманули?
Не совсем.
Возьмем нас с вами — взрослых людей. Отбросим (да простят они нас) людей, которые живут новостями из телевизора и внедренными снаружи проблемами: у всех свое питание для мозгов.
Есть люди, которые строят профессиональную карьеру, решают сложные задачи, закапываются в предметную область, умеют видеть проблемы и работать с ними, хотят более интересной и насыщенной жизни. Почему у них это получается?
Чтобы начать делать что-то новое — нужно вложить время и научиться. И если мы говорим о каком-то навыке, который осваивается сложнее, чем за 10-15 минут демонстрации «тут бери — сюда складывай», возникает логичный вопрос: почему человек что-то изучает, пробует, прикручивает, откручивает, слушает по дороге на работу какие-то подкасты, ходит на мероприятия + находит время на интересное и полезное времяпрепровождение? Вряд ли он сидит внутри пузырька фантазий «зато потом все будет хорошо, зато потом все будет ого-го!». На это одной вере далеко не уедешь и долго не протянешь.
Есть люди, которые неимоверным усилием воли загоняют себя в спортзал и бросают через месяц-два, а есть те, кто ходит постоянно и еще говорит, что им это нравится.
Может быть история не в единоразовом рывке на волевом усилии — пойду запишусь, пойду оплачу, а в удовольствии, которое мы получаем в процессе? Гормоны, эндорфины, вот это все?
У нас с вами, зачастую, был отвратительный эмоциональный / гормональный / психологический опыт в плане обучения. Нудные лекции, притянутые за уши оценки, откровенно выгоревшие преподаватели, нафиг никому не нужные предметы — все, что мы осваивали на волевых усилиях удерживая в голове модель минимизации усилий.
Может быть, поэтому сейчас, когда вы видите это письмо или читаете эту заметку в социалках, вы уже хотите пролистать/удалить?
«Этот очкарик снова про свое, про обучение?!»
Угу.
Потому что я вижу подтверждение этой идее уже лет 12.
К нам каждый год приходит несколько тысяч студентов в краткосрочные и долгосрочные программы. И это все не курсы в записи «дома доешь», я говорю о программах живых, где мы можем наблюдать за студентами. Да, есть и программы в записи, мы нашли им удачное применение, но сегодня не о них.
Мы каждый год запускаем 2 набора тимлидов и менеджеров проектов. Заметим, не самые праздношатающиеся по жизни люди: обычно, ваше время — самый ограниченный ресурс.
Так вот, что мы видим из потока в поток и почему не стремимся заменить наши живые программы записанными материалами и домашками/тестами, которые проверит скрипт в личном кабинете.
Эмоциональное состояние студента в процессе обучения влияет на результат больше, чем имеющийся у него на входе опыт. И это логично — если вам хорошо в процессе обучения, вы учитесь. А если вы учитесь, вы доходите до конца программы. А значит, вы получаете целостную картинку и понимаете, где и как применить все то, что вы изучили. Бинго!
Человек, который делает то, что ему нравится, делает это лучше, чем человек, который делает что-то, что ему не нравится.
(мои профессора по психологии сейчас были бы мной довольны, ага?)
А для этого человек должен быть вовлечен и включен в процесс. И никакие записи и тесты в личном кабинете не заменят в этом живого человека: тренера, спикера, куратора, студента из вашей группы. Мы — социальные существа. Нам лучше, если есть с кем разделить неудачу и вместе с кем порадоваться сложной решенной задаче. Нам нужно, чтобы кто-то мог сказать «Слушай, ты чего-то сегодня смурной, молчал все занятие, ты чего?», чтобы вы обратили на себя внимание и задумались «да, чего-то я смурной» или «это подождет до понедельника, сейчас у меня время для себя — я учусь и становлюсь умнее».
Так что же делать, если обучение, как инструмент получения более сложных и интересных задач, не складывается только на ваших волевых усилиях? Отложенная гратификация как идея, увы, работает не всегда. Как себя «заставить» и прийти учиться?
Не надо заставлять — это не работает.
Помните, как в старом прекрасном фильме «В бой идут одни старики»?
— Арфа, но музыку не терплю с детства…
Надо искать и выбирать программы, где вы в группе таких же умных и вовлеченных людей будете изучать то, что вам нужно и сам формат обучения — с людьми и про людей. Где на этапе отбора студентов кто-то сделает так, чтобы совсем явные выгоревшие и токсичные люди в программу не попадали и не «просаживали» своим нытьем или неуместным скепсисом энергию и движение группы.
Мы знаем, для кого работаем. Мы знаем, что у вас уже нет времени и его не станет больше. Мы знаем, что бизнес требует двигаться быстрее и быстрее, и мы знаем, как в этом рваном ритме сделать так, чтобы вы вырвались из миллиона мелких забот и задач, переключились на себя и свое профессиональное развитие. И главное, мы знаем, как помочь вам провести это время с удовольствием. Потому что тогда у вас получится и закончить, и освоить и — главное — сделать это с таким удовольствием, чтобы потом хотелось нести полученные навыки в свою команду и в свой проект.
Так это работает. Поэтому у нас не еще одна «псевдотехнологичная платформа» с миллионом часов материалов, а живое обучение, живые тренеры и собеседование студентов на входе.
Старт осенью. Сейчас еще действует «летняя стоимость», чтобы сделать ваш выбор не просто правильным, но и выгодным.
— Курс «Команда» (ENG version)
Впереди еще несколько месяцев, чтобы спокойно привести в порядок текущие задачи, отдохнуть и в сентябре прийти на свое первое занятие в Школе менеджеров «Стратоплан». Ждем тех, кто хочет изучить, освоить и применять.
Весь 2021 год мы уже работали как компания, юридически расположенная в Евросоюзе, и планомерно переносили в эту юрисдикцию основные бизнес-процессы, включая прием платежей, основные расходы и уплату налогов.
Справившись с первым шоком и стабилизировав работу команды, 01.03.2022 мы заявили, что останавливаем коммерческие проекты и ближайший месяц перебрасываем все силы на проведение поддерживающих психологических семинаров для всех, кому нужна поддержка в это непростое время.
Понимая, что наш статус EU-компании и принятое решение остановить все коммерческие активности дают нам немного времени (наши налоги уже не работают против людей), следующие 10 дней мы уделили организации и запуску открытого бесплатного проекта поддержки для всех наших клиентов и подписчиков.
За это время стало окончательно понятно, что мы больше не можем поддерживать своими налогами путь, который выбрала РФ, поэтому мы прекращаем экономическую деятельность в России — наша компания не принимает платежи и не платит налоги на территории РФ.
Текущие, запущенные проекты мы доводим до конца, так как всегда выполняем все взятые на себя обязательства, как и все предыдущие 12 лет нашей бизнес-практики.
Мы — бизнес-школа, учебное заведение. В мировой истории было достаточно позорных моментов, когда образование было недоступно людям с определенным цветом кожи, определенной национальностью или в силу других дискриминационных признаков.
Мы не поддерживаем дискриминацию в любом ее проявлении, в том числе по цвету паспорта людей, которые к нам приходят.
Мы будем работать с теми студентами, кто готов при поступлении подтвердить свою позицию относительно дискриминации и согласиться с нашими правилами работы.
Мы всегда работали на русском языке, с момента основания Школы. Русский — 8-й язык по количеству носителей в мире и это язык, на котором мы думаем и работаем. Наша задача — оставаться лучшей школой для тимлидов и менеджеров, и мы можем это сделать, работая на русском.
С пониманием ко всем, кто придерживается другой точки зрения, мы оставляем за собой выбор принимать обоснованные и последовательные решения в интересах наших клиентов во всех уголках мира.