Мы тут засели писать обзор или рассуждение на тему, что произошло в ИТ за последние 10 лет и почему теперь, иногда, разработчикам платят больше, чем менеджерам (да, иногда; нет, не всегда как в прошлые годы — кому интересно, ссылки в конце заметки). И вдруг поняли, что получается длинно и скучно, как будто мы вас или сами себя о чем-то уговариваем.
История, которую мы наблюдаем, не новая, не первая и не последняя. Более молодая методология, а точнее, семейство гибких подходов к управлению разработкой ПО, набрала определенный вес в отрасли и изменила роли. Раньше командой занимался менеджер проекта, теперь ее отдали тимлиду, перекинув часть денег с зарплат ПМов на зарплаты тимлидов. Проекты, в которых это работает — есть. Проекты, в которых остались сроки, дедлайны, приоритеты и задачи — тоже никуда не делись. Про них просто теперь не проводят конференции раз в полгода, и что? Рынок всегда менялся, меняется он и сейчас. В новом большом своде знаний про управление проектами адептов гибких подходов ждет небольшой сюрприз, но опять же — и это не первый раз в истории.
Отдельный вопрос, как связана ситуация с выгоранием в среде разработчиков с тем, что в гибких фреймворках нет места для работы с человеком и его состоянием. С этим тоже отрасль разберется, если проблема будет значимой для стоимости выполняемых задач.
Посмотрим, что говорят сервисы, которые регулярно публикуют обзор зарплат в ИТ России и Украине:
— https://career.habr.com/salaries (возьмем отчет за первое полугодие 2020)
— https://jobs.dou.ua/salaries/
Если еще в 2019 году отчеты показывали, что middle project manager в среднем мог получать и меньше middle software developer, а за senior project manager оставалось преимущество перед senior developer, то сейчас рынок немного качнулся и в среднем менеджеры зарабатывают больше. При этом всегда есть точечные позиции и редкие люди — ИТ, как отрасль, эти точечные островки компетенции тоже умеет и привлекать и удерживать.
В среднем, коллеги, в среднем. Да, есть редкие позиции в разработке или data science, где несколько разработчиков (про которых все говорят с придыханием) зарабатывают сильно больше рынка. ОК, но это не делает погоды всему рынку. А еще в обзор редко попадают бонусы и премии, которые получают менеджеры по результатам успешных проектов — и их тоже не настолько много, чтобы сильно переписать историю всего рынка.
Вернемся от обзора и размышлений к настоящему моменту, в котором у специалиста в ИТ всегда есть несколько вариантов для роста:
— управление командой
— управление проектами
Мы не знаем, к чему у вас сейчас больше «душа лежит» и какие варианты позиций и переходов предлагает ваша компания.
Почти полуторная/двойная разница между зарплатами project manager VS senior project manager и software engineer VS team lead.
В прошлой заметке мы подошли к определенному выводу, что в среднем мы с вами тратим недостаточно времени на активности и задачи, которые приводят нас к росту. Просто математический расчет, не претендующий на глубину аналитики. И если все мы так или иначе понимаем, что разница в зарплатах между позициями выражается в разы, то почему не вкладываем в свой рост деньги и время? Почему экономим на себе? Один из ответов на этот вопрос вы попросили дать нашего управляющего партнера Александра Орлова.
Подробнее: https://stratoplan-school.com/two-ways/
Время: 18:00 МСК/17:00 Киев
Ну и конечно, напоминаем вам, что старт ближайшей большой программы состоится 5 февраля 2021 года: https://stratoplan-school.com
Приходите, обсудим, разберемся.
Весь 2021 год мы уже работали как компания, юридически расположенная в Евросоюзе, и планомерно переносили в эту юрисдикцию основные бизнес-процессы, включая прием платежей, основные расходы и уплату налогов.
Справившись с первым шоком и стабилизировав работу команды, 01.03.2022 мы заявили, что останавливаем коммерческие проекты и ближайший месяц перебрасываем все силы на проведение поддерживающих психологических семинаров для всех, кому нужна поддержка в это непростое время.
Понимая, что наш статус EU-компании и принятое решение остановить все коммерческие активности дают нам немного времени (наши налоги уже не работают против людей), следующие 10 дней мы уделили организации и запуску открытого бесплатного проекта поддержки для всех наших клиентов и подписчиков.
За это время стало окончательно понятно, что мы больше не можем поддерживать своими налогами путь, который выбрала РФ, поэтому мы прекращаем экономическую деятельность в России — наша компания не принимает платежи и не платит налоги на территории РФ.
Текущие, запущенные проекты мы доводим до конца, так как всегда выполняем все взятые на себя обязательства, как и все предыдущие 12 лет нашей бизнес-практики.
Мы — бизнес-школа, учебное заведение. В мировой истории было достаточно позорных моментов, когда образование было недоступно людям с определенным цветом кожи, определенной национальностью или в силу других дискриминационных признаков.
Мы не поддерживаем дискриминацию в любом ее проявлении, в том числе по цвету паспорта людей, которые к нам приходят.
Мы будем работать с теми студентами, кто готов при поступлении подтвердить свою позицию относительно дискриминации и согласиться с нашими правилами работы.
Мы всегда работали на русском языке, с момента основания Школы. Русский — 8-й язык по количеству носителей в мире и это язык, на котором мы думаем и работаем. Наша задача — оставаться лучшей школой для тимлидов и менеджеров, и мы можем это сделать, работая на русском.
С пониманием ко всем, кто придерживается другой точки зрения, мы оставляем за собой выбор принимать обоснованные и последовательные решения в интересах наших клиентов во всех уголках мира.