Александр Орлов, управляющий партнер Школы менеджеров Стратоплан
Десять минут тянулись невыносимо долго. За окном «Шоколадницы» недалеко от ж/д вокзала в Киеве накрапывал дождь, как бы в отмщение Славе за его вечную шутку про то, что « у вас в Питере, говорят, было солнечное лето, но я в эти два дня болел». Первым не выдержал я:
— Ладно, давай посмотрим!
— Давай!
Только что, в 20:00 открылась регистрация в нашу первую годовую онлайн программу. Мы договорились до утра не смотреть, сколько людей запишется. Но выдержали ровно десять минут. Когда ты две недели работаешь как «краб на галерах», последние минуты и часы – самые тяжелые.
За десять минут на наш курс зарегистрировались 20 человек. Этого мы точно не ожидали. Каждую минуту народу прибывало. Стало похоже на то, что деваться нам теперь некуда, и курс придется провести… А если придет 500 человек – что мы тогда будем делать? Как с ними работать? Слава богу, пришло всего 120.
Уже по три года мы со Славой работали в тренерском бизнесе. Веселая активность – ездишь по городам и весям, наносишь людям пользу, получаешь неприятные вопросы и приятные отзывы, шевелишь мозгом, знакомишься с интересными людьми и обрастаешь тренерским опытом и разносторонним взглядом на вещи.
Однако, когда в месяце становится 15 тренинговых дней, хочется сдохнуть отдохнуть. В момент такого отдыха возникла идея сделать масштабную программу обучения онлайн. Чтобы никуда не ездить, а наносить людям пользу независимо от их местоположения. Сказано сделано – мы спроектировали программу «Как стать менеджером в ИТ», договорились о гостевых выступлениях с двадцатью топ-менеджерами ИТ-компаний и другими экспертами.
Идея была следующая:
Энтузиазм зашкалил. Черт нас дернул на одном из первых занятий дать домашкой студентам разобрать их собственную конфликтную ситуацию по некому алгоритму. В эту неделю я прочитал 110 эссе о том, как наши студенты с кем-то ругались. Я не делал ничего больше, я читал эссе. Мой тренерский опыт обогатился невероятно. Супруга отработала на мне арсенал шуток про то, что «Орлов стал похож на училку начальны классов, сидит по вечерам проверяет д.з.»
Вся эта активность продолжалась месяца три-четыре. Потом как отрезало. У кого-то случился отпуск, у кого-то сдача проекта, болезни и Новый год. Если вначале активно работали и общались на форуме 80%-90% участников, то через четыре месяца активистов осталось 20%.
Люди работали 1/3 курса! Причем картина была одинаковой и для тех, кто сам заплатил за свое обучение, и для тех, за кого заплатила компания. Впрочем, это подтверждалось моим личным опытом: первый раз я купил годовой абонемент в фитнес-центр, и половину его стоимости мне оплатила моя компания. До фитнес-центра я так и не дошел. Второй раз я купил годовой абонемент уже полностью за свои. И снова не дошел. Получилось дойти только на третий раз, и вот три года дружу с турником и гантелями, но это отдельная история…
А в 2010 году группа расходилась на глазах… Возможно, сработало то, что самый интересный и практичный материал мы выдали сразу. Может быть, у людей пошли результаты ( а они действительно пошли и очень интересные), и люди ушли в работу. Может быть, что-то еще. А может быть, все в комплексе. Однако, мы решили действовать на упреждение.
Если люди из 12 месяцев работают 3, все просто! Надо сделать 3-месячные курсы! Конечно, надо сделать их интенсивнее, чтобы вместить всю пользу. И лучше сделать сразу несколько параллельных курсов. Через год бы запустили клубы.
Одновременно запускалось 10-15 клубов (3-месячных онлайн програм) по обучению всему, чему только можно: работа с людьми, переговоры, управление проектом, карьера, программирование, тестирование, системный анализ и т.д.
Нам повезло – удалось подписать целую команду отличных тренеров, которые горели своими темами. Были отдельные неудачи: спикеры, на занятиях которых я сам засыпал, но поразительно! их занятия тоже нравились многим студентам.Было похоже, что каждый эксперт может найти свою аудиторию.
Сервис проведения вебинаров задымился. За три месяца у нас проходило по 180 вебинаров, и отдельной задачей было составить расписание так, чтобы это было удобно всем.
Но что же произошло с активностью студентов, спросите вы?
Проблема осталась. Люди активно работали 1/3 времени (первый месяц), после чего начинались разброд и шатание. Некоторые клубы (переговорщиков с Димой Коткиным) показывали лучшие результаты, но общая тенденция была ровно такой же как и в 12-месячной программе.
В режиме клубов мы провели шесть запусков. Два года экспериментов, чтобы понять, что делать дальше. Некоторые участники, отучившись в одном клубе, приходили в следующий набор учиться в другой клуб. Кто-то учился в трех клубах одновременно. И студенты, в общем и целом, были довольны. Но нам хотелось большего. Нам хотелось, чтобы задействован был каждый. Чтобы никто не ушел без нанесенной непоправимой пользы. И тут родилась Стратосфера.
В конце 2011 мы решили помимо клубов проводить онлайн конференции. Все просто договаривались с несколькими ИТ-компаниями в разных городах, чтобы они предоставили свои большие конференц залы по вечерам четвергов. В эти залы приходили люди, в один из залов приходил спикер и рассказывал что-то интересное и полезное. Его доклад (слайды и голос) транслировался на все подключенные аудитории. Вопросы люди могли задавать лично в той аудитории, где спикер выступал, и текстом из удаленных залов. Формат был наречен «Стратоконфом».
На первых двух стратоконфах выступили мы со Славой, а дальше отпустили это дело в свободное плавание. И четыре-пять следующих встреч собирались как-то сами собой, принося небольшие деньги и собирая все меньшую и меньшую аудиторию. Все шло как-то само собой, пока сумятицу не привнес один из наших слушателей:
— А как вам конференция, где спикер приходит не готовым, не может ответить ни на один вопрос, и к тому же заикается?!
Небольшое расследование показало, что слушатель был прав. Мы пригласили знакомого нам здравого менеджера, но мы ни разу не созванивались с ним лично, и главное – мы не проконтролировали подготовку его доклада. В итоге получилось то, что получилось.
По факту, Стратоконф оказался бюджетным конференционным продуктом с посредственным качеством трансляции и непроконтролированным качеством материала.
— Саша, так не надо больше делать. – Слава кипел, спорить с ним совсем не хотелось – Давай делать наоборот. Сделаем качественную HD-трансляцию, офигительный контент, практику и перезапустим этот формат.
Сказано – сделано. Мы договорились с компанией Yota о помещении для трансляции. 24-й этаж башни со стеклянными стенами на берегу Финского залива. Привезли из Москвы компанию-транслятора с камерами, светом и операторами. Среди наших подписчиков нашлось 20 активистов, которые в своих городах договорились с местными компаниями, и те дали залы. Открыли регистрацию и собрали 500 человек на бесплатную конференцию «Практический менеджмент на каждый день».
Для конференции мы сделали небольшую рабочую тетрадь – активисты на местах ее распечатали и раздали тем, кто пришел. Получился распределенный групповой мастер-класс. Там было не так много групповых упражнений, но формат работал. Мы, как на обычном тренинге, рисовали на флип-чарте наши диаграммы и матрицы 2 х 2, а люди все это видели через HD-трансляцию, делали упражнения и получали пользу.
Дальше жизнь забурлила. Захотелось следующий семинар сделать не просто лучше, а так чтобы люди обалдели! Мы сели и начали расписывать поминутный тайминг семинара «Продуктивные коммуникации в команде».
Как сделать так, чтобы люди по ту сторону экрана не заснули, не ушли читать почту, а сидели и восемь часов подряд работали в группе, как в обычном тренинге? Мы их не видим, но у нас есть координатор в каждой группе + у нас есть опыт и понимание, что и когда люди делают в тренинге, какие у них возникают вопросы. Мы даже знаем, в каких местах они буду смеяться, а где нахмурятся и будут возражать. Это уже немало.
Пришлось пережить вторую тренерскую молодость и полностью перелопатить все материалы и сценарий тренинга. Так появился формат «Стратосфера». Семинар прошел на ура!
На следующий семинар к нам пришли десятки корпоративных клиентов с просьбой подключить их группы к трансляции. Мы разработали еще восемь семинаров в формате Стратосферы. Бывало, что на семинаре у нас было пять-восемь групп из одной компании, присоединившиеся из разных городов России, Украины и Беларуси.
В каждой группе был модератор – обычно, кто-то из участников. Модераторы знали сценарий семинара, уних были распечатки по кейсам, и мы говорили, когда выдавать их людям. Мы учили модераторов быстро объединять людей в группы и переформировывать эти группы. Это были наши глаза и руки на местах.
Идея с модераторами работала прекрасно. Допустим, кто-то в группе где-нибудь в Гомеле говорил: «Да не, какая-то это ерунда!» Модератор тут же писал в нашем внутреннем чате: «Люди сомневаются, что это работает в аутсорсинге». Тренер, стоя в кадре и видя это на телевизоре перед ним, тут же отрабатывал: «И действительно, может показаться, что это где-то не работает – например, в аутсорсинге. Но это не совсем так…» У людей был шок. Телевизор их слышит! Некоторые начинали с телевизором спорить.
Формат работал. Мы теперь приезжали в студию трансляции в Москву и проводили два семинара в субботу на Сибирь (начинали в 10:00 по Новосибирску), в воскресенье – на Европейскую часть (начинали в 10:00 по Москве).
В группах было по-разному. Выяснилось, что многое зависит от модератора. Если он активный и бодрый – группа работает активно. Если нет, групповая динамика падает. Но семинари шли и бежали.
Нас несло. Следующим этапом мы сделали конференцию в формате Стратсоферы на 382 группы из 86 городов. В движение включились наши подписчики (за что им отдельное спасибо), в некоторых городах у нас было несколько площадок (например, в Киеве и Одессе их было по три, а в Питере пять). Пришлось организовать двух-уровневую группу поддержки. В последний момент решались проблемы с интернетом в студии трансляции, брэнд-воллом и много других увлекательных историй.
Но главное – уже в 2012 году групповое онлайн обучение реально работало. В формате Стратосфера люди были готовы сидеть и работать 8 часов подряд под сценарий и удаленную трансляцию.
Для нас это был прорыв. Мы масштабировали себя как тренеров на сотни и тысячи людей.
Стратосфера умерла через полтора года.
Продолжение >>
Весь 2021 год мы уже работали как компания, юридически расположенная в Евросоюзе, и планомерно переносили в эту юрисдикцию основные бизнес-процессы, включая прием платежей, основные расходы и уплату налогов.
Справившись с первым шоком и стабилизировав работу команды, 01.03.2022 мы заявили, что останавливаем коммерческие проекты и ближайший месяц перебрасываем все силы на проведение поддерживающих психологических семинаров для всех, кому нужна поддержка в это непростое время.
Понимая, что наш статус EU-компании и принятое решение остановить все коммерческие активности дают нам немного времени (наши налоги уже не работают против людей), следующие 10 дней мы уделили организации и запуску открытого бесплатного проекта поддержки для всех наших клиентов и подписчиков.
За это время стало окончательно понятно, что мы больше не можем поддерживать своими налогами путь, который выбрала РФ, поэтому мы прекращаем экономическую деятельность в России — наша компания не принимает платежи и не платит налоги на территории РФ.
Текущие, запущенные проекты мы доводим до конца, так как всегда выполняем все взятые на себя обязательства, как и все предыдущие 12 лет нашей бизнес-практики.
Мы — бизнес-школа, учебное заведение. В мировой истории было достаточно позорных моментов, когда образование было недоступно людям с определенным цветом кожи, определенной национальностью или в силу других дискриминационных признаков.
Мы не поддерживаем дискриминацию в любом ее проявлении, в том числе по цвету паспорта людей, которые к нам приходят.
Мы будем работать с теми студентами, кто готов при поступлении подтвердить свою позицию относительно дискриминации и согласиться с нашими правилами работы.
Мы всегда работали на русском языке, с момента основания Школы. Русский — 8-й язык по количеству носителей в мире и это язык, на котором мы думаем и работаем. Наша задача — оставаться лучшей школой для тимлидов и менеджеров, и мы можем это сделать, работая на русском.
С пониманием ко всем, кто придерживается другой точки зрения, мы оставляем за собой выбор принимать обоснованные и последовательные решения в интересах наших клиентов во всех уголках мира.