За “посмотреть” уже не платят, а платформы хостинга курсов продолжают появляться.
Темные стороны е-лернинга или куда все это катится?
За “посмотреть” уже не платят, а платформы хостинга курсов продолжают появляться.
Привет всем интересующимся темой онлайн обучения и прочих е-лернингов.
Не претендуя на системность обзора (“аналитик из вас так себе”), скорее в плане побухтеть и развлечь вас, а заодно обрисовать один важный поворот, который мы сделаем как бизнес уже в этом году. Страшно, а что делать?
Последние полгода-год мы закопались в анализ ситуации на рынке онлайн обучения и поняли, что наши внутренние выводы (люди сами не учатся, отвлечение в процессе обучения растет и никто не собирается это решать), к сожалению, совпадают с тем, что мы видим вокруг. Нет, это круто, что мы понимаем обстановку верно, но, блин, теперь надо все это как-то менять. Опять. Но обо всем по порядку.
Игроки, которые заявили, что будут это все менять.
Курсэра: витрина для выборочных курсов хороших ВУЗов. Причем, обучаясь на курсе ВУЗа через Курсэру ты, конечно, получаешь сертификат от Курсэры, а не диплом от ВУЗа. Что в общем-то не одно и то же ни разу 🙂 Так как наружных вменяемых методов монетизации из Курсэры не торчит (да-да, я помню, они ввели платные сертификаты: тот кто знает стоимость лида в этой области нервно хихикает в сторонке от такой монетизации) я начинаю додумывать: что на самом деле продает Курсэра, чтобы жить? Ну, если отбросить совсем маргинальную версию, что они тупо проедают инвестиции. Хочется верить, что не тупо и как-то видят или уже зарабатывают.
Так и эдак покрутил я модельку – в лоб не складывается. А не дураки сидят же, верно? Если продают не вам, значит продают вас. Кому? ВУЗам. Что? Студентов. Учатся там люди в кредит. Кредиты… мммммм, вкусняшка какая. Я бы на месте Курсэры находил самых упрямых студентов и предлагал им кредиты от партнерских банков на обучение в тех самых ВУЗах, которые представлены на витрине. От ВУЗа комиссия за продажу, и от банков хорошая комиссия за клиента, на кредит. Причем на кредит, по которому (поправьте меня, тут я не копенгаген) нельзя сказать “ой все!” и признать себя банкротом.
Нужны ли в такой схеме новые методы обучения, которые будут превращать время студента и материалы платформы в реальные навыки студента? Не нужны. Нужно больше студентов прогнать через “дуршлаг”. Отсеять “ленивых” (которым не надо), взять штурмом самых упрямых и спокойно продавать им кредиты на обучение под соусом: “Ты и так уже потратил кучу времени и денег на платформе, вот тебе кредит, иди в ВУЗ – будет еще и корочка”. Профит. Тема. Или теория заговора — как вам удобнее.
Ну и уже многолетнее отсутствие решения основной проблемы: студент отвлекается во время самостоятельного обучения, не усваивает материал и бросает курс. Они очень сильно с этим _заявлено_ поборолись. За счет чего достигнут роста вовлечения — непонятно. Но все равно эту главную проблему они не решили (потому что заяви они о решении, их было бы легко взять за хвост и попросить показать как).
Если у вас другие теории как эта штука под названием Курсэра будет зарабатывать — пишите в комментариях. Версия “сертификаты всё окупят” понятна, и нет, не окупят. Потому что не заставят никого учиться и не окупят стоимости привлечения клиента.
…
Юдеми. Юдемичка. Радость наша. Инвестиции, потом еще чуть-чуть инвестиций, потом ИНВЕСТИЦИИ, хайп “У нас вот три с половиной тренера заработали много денег!!!11”, поток тренеров, которым тоже хочется много денег. Стремительно растущий хвост курсов, о количестве которых рапортуется прессе и будущим инвесторам. И совершенно отсутствующий поток денег, который мог бы пояснить модель. Вдумайтесь: ТОП тренерам на платформе выплачивается сумма денег сопоставимая с пред-предыдущим раундом инвестирования. Хм.
Юдеми в странном положении: топовые тренера ушли. Не уходят, а ушли. В августе оставшимся на ТОПе Юдеми по продажам сделано предложение от… Амазона (вот это уже заявка, ага: платники есть, платформа есть, контент дистрибьютить умеет — ух что может быть!), и тренера ушли, естественно. Амазон как бы прибыльный, а не Юдеми с мыслями: “как же все-таки зарабатывать-то”. Юдеми делает “ход конем”, который убивает доходы оставшихся тренеров — делает мегапак: 10 баксов за 200 курсов на платформе. Прописью: десять баксов за двести курсов. Смотри — не хочу. И, кстати, я вам рекомендую запастись этими курсами, потому как 10 баксов и библиотека материалов. Почему бы и нет.
Топовые тренеры, которые остались сейчас рапортуют о 15-17 тысячах фолловеров их курсов, доходах 3000 долларов в месяц (что не ах ни разу для востребованного бизнес-тренера) и затратах на поддержку студентов около 2 часов в день, потому что (цитата): “Вовлечение студентов очень низкое, я спокойно отвечаю на все вопросы в течении 1-2 часов в день”. 15-17 тысяч людей _*записавшихся*_ на курс, да? 🙂 Кликнувших “мне как бы интересно, я буду посмотреть че оно как”, скорее.
Но это не про обучение от слова “совсем”. Это про посмотреть. Поэтому дорого не продать. А стоимость привлечения клиента все равно есть.
Бизнеса на обучении у Юдеми пока нет. Специализированная платформа публикации обучающего контента с непонятным выхлопом для потребителя.
Может, завтра что-то придумают, но если Амазон качнется в эту сторону, просто откроет небольшой раздел курсов на 500-1000, но качественно отобранных и с подключенной многомиллионной базой кредиток — Юдеми с длинным хвостом мусора в виде курсов как бы всё. Ну или найдут очередной транш от очередного молодого фонда, который златой дланью Мидаса решит спасти мертвый на текущем этапе сервис. Непонятно что даст очередная припарка в виде денег неработающей платформе, но кто мы такие, чтобы не дать людям поиграться.
Кто любит бизнес романы – вперед:
https://www.inverse.com/article/17307-growing-pains-at-online-education-startup-udemy-hit-as-amazon-rumors-swirl
Ну или вот такого типа статья:http://www.courseminded.com/why-i-left-udemy/ (My Revenue Increased 300% After Leaving Udemy)
…
Кто еще? Юдасити, edX?
edX выглядит как повторение модели Курсэры: ВУЗы, студенты. Отсюда напрашивается похожая модель монетизации. Будет грустно, если это все огромный “дуршлаг” по продаже кредитов на обучение, но другой модели я пока не вижу. Можно делать то же самое, что ВУЗ (читать лекцию), но надеяться при этом на другой результат? Университет это еще и куча практики + лаборатории, где надо чего-то делать. Откуда магия возникает при перенесении контента в онлайн?
….
Юдасити: да, пробовали много чего (правда, молодцы), и пришли к микроспециальностям. Это может быть темой. Заточка под то, что как бы нужно гигантам типа Гугла и IBM. Сильно мотивированные студенты могут поднять основы и выскочить в программы интернов.
Но в целом, опять только планы по зарабатыванию: https://www.inc.com/linkedin/sramana-mitra/billion-dollar-unicorn-udacity-leans-industry-giants-sramana-mitra.html
160 привлеченных миллионов деньгами. Планы по зарабатыванию. И неподтвержденная (планируемая?) выручка 24 миллиона в год. Эм…. ОК, дело ваше, я не верю ни в 20М выручки (то есть 2М прибыли? 5М?), ни в то, что это станет бизнесом. Не говоря уже о том, станет ли вообще. Если у вас нашлось то, что работает — то включите это и погнали. База клиентов есть. Как учить вы придумали — вперед! Почему опять только планы?
Автор обзора модели Юдасити делает очень правильное заключение:
The problem with the MOOC segment is astronomical amounts of funding has so far resulted in relatively low monetization. How investors will make money remains a looming question.
Монетизации нет или она смехотворно низкая (потому что тебя не учат, тебе дают доступ к материалам). Стоимость клиента, при этом, повторю снова и снова, никуда не девается. Сертификаты давайте продавать, ага, это спасает 🙂
….
Выкрик из зала: teachable.com! О, у нас есть те, кто нырнул дальше первой страницы выдачи в гугле, крутаны.
Глянем на историю: $4 million in a Series A round led by Accomplice Ventures, Naval Ravikant and Matt Brezina. Founded in 2014, the New York City startup says it has hosted more than 20,000 online courses from 7,500 instructors, reaching more than three million students.
Где-то я это видел со сдвигом на пару лет назад, нет? Привлекли денег, дали денег тренерам, откусили кусок тренеров от других площадок, забили каталог непонятно чем, потому как курсами в таких количествах не располагают даже ВУЗы, которые как раз знают что такое обучение и передача знаний.
Что там с бизнес моделью-то? Должен же быть прорыв в области обучения. Верно? Усвоение знаний, передачи опыта, обсуждения, практика. Да?
Unlike Udemy and similar services that enable people to teach classes online, Teachable does not position itself as a marketplace where users can browse a public course catalog. “We are a technology platform where people make and own their own website”.
Каталог непонятно каких курсов + сервис по созданию страничек пользователей? Эм… правда? 2017 год. Яху канула в лету 15(?) лет назад? MySpace. Livejournal. Facebook как бы… “We are a technology platform where people make and own their own website” – это прорыв в формировании новых технологий обучения. Прорыв, однозначно.
Rather than take a percentage of course fees, Teachable charges course creators a flat monthly fee ranging from $39 to $200 per month.
А, так вы вообще не планируете зарабатывать на тех, кто оплачивает обучение? Вы сделали хостинг для тренеров. Расходимся, пацаны. Я понимаю, что во время золотой лихорадки больше всех зарабатывают продавцы лопат, но блин, опять?
….
Отложим пинать тех, кто делает. Считайте что я просто завидую и проецирую (все равно прозвучит в комментариях). Пусть у всех все получится, пусть будет больше хороших тренеров, но модель обучения-то где? Которая должна меняться, потому что “сидеть и слушать” уже не работает…
Хочется сделать выводов, хочется сказать: “Вот эти пацаны явно рванут вперед, потому что у них технология, меняющая обучение!”
А пока что мы видим десяток раздутых инвестициями хостингов для видео курсов.
А видео курсы сами по себе не учат. Потому как слушать и смотреть – недостаточно. Плюс мотивации слушать и смотреть не у всех хватает. Людей надо включать, вовлекать, развлекать, подбадривать, журить и помогать, давать обратную связь, поправлять, выводить из групп “токсиков” (которые и сами не учатся, и другим мешают), перемешивать, пинать, заводить. Много чего надо, чтобы учить. Само оно никак, товарищи. Мы же не вручаем пациенту зубной бур, со словами: “Этот зубной бур выбрали еще 17.000 пациентов с кариесом”. А курс — вручаем. Угу, сверли себе сам, вот тебе кнопка для ускорения сверла.
======
Я сейчас почему так шуточно про это все пишу. Потому что страшно, граждане 🙂 Очень страшно, что придется это все менять вот этими вот мозолистыми руками. Ну потому что так жить нельзя, трамвай идет куда-то совсем не туда.
Нам самим надо идти на большой рынок и делать как надо: учить, чтобы люди учились.
Не платформу видеохостинга курсов с купленным на деньги инвестора трафиком, а что-то с другой моделью обучения. Может быть на старте бутиковое такое, может быть, авторское. Но не так же, блин 🙂
======
Выключив перепуганного состоянием дел хохмача, стану на пару минут серьезным как электричество.
Мы понимаем как надо учить, потому что видим как работает наш текущий формат обучения. Люди получают задание (задание, а не материалы). Думают над его решением. Идут в свою группу. Думают над его решением. Обращаются к материалам. Думают над решением. Созваниваются вживую. Вместе думают над его решением. Обсуждают. Аргументируют. Проверяют решение на устойчивость. Вырабатывают решение. Ей, совсем как в живых бизнес тренингах, скажете вы. Как в хороших живых бизнес тренингах, поправлю я вас, уважаемые. В хороших.
Да, это затратно и дорого, потому что вокруг студента работает команда, куратор, преподаватель, техники и менеджеры. Это модель не “сиди и слушай” и не “пиши конспект!!!!!”, а уже “вот тебе задача – иди и решай с другими людьми, обсуждай, аргументируй, воспринимай их опыт и их доводы, и если надо — вот тебе материалы как справочники, где наши преподаватели расскажут, как бы они решали подобный кейс и подведут под решение теорию”. Вспоминая пирамиду обучения (да, я в курсе, что нет подтверждения соответствия процентам запоминания и пирамиде опыта Дейла), чем больше разных операций кодирования-раскодирования вы проделали с информацией, тем с большей вероятностью вы вспомните об этом, если придется, и сможете это применить. Плюс, если в процессе обсуждения вы кому-то доказывали и приводили примеры, вы встраиваете знания в свой опыт. Обучение, верно? Понять, как надо действовать в реальной ситуации.
Мне кажется, мы знаем как надо делать. Как надо учить людей в онлайне. Нет, платформы для миллионов студентов тут не будет. Но те, кто будут — те научатся.
Я думаю, что в понедельник мы расскажем, что мы решили делать. У нас в голове все просто: надо отказаться от того, что отвлекает + всего, что расфокусирует и сосредоточиться на том, что работает лучше всего.
Так что до понедельника!
Все это безумно интересно, может привести к революции и все такое 🙂
Весь 2021 год мы уже работали как компания, юридически расположенная в Евросоюзе, и планомерно переносили в эту юрисдикцию основные бизнес-процессы, включая прием платежей, основные расходы и уплату налогов.
Справившись с первым шоком и стабилизировав работу команды, 01.03.2022 мы заявили, что останавливаем коммерческие проекты и ближайший месяц перебрасываем все силы на проведение поддерживающих психологических семинаров для всех, кому нужна поддержка в это непростое время.
Понимая, что наш статус EU-компании и принятое решение остановить все коммерческие активности дают нам немного времени (наши налоги уже не работают против людей), следующие 10 дней мы уделили организации и запуску открытого бесплатного проекта поддержки для всех наших клиентов и подписчиков.
За это время стало окончательно понятно, что мы больше не можем поддерживать своими налогами путь, который выбрала РФ, поэтому мы прекращаем экономическую деятельность в России — наша компания не принимает платежи и не платит налоги на территории РФ.
Текущие, запущенные проекты мы доводим до конца, так как всегда выполняем все взятые на себя обязательства, как и все предыдущие 12 лет нашей бизнес-практики.
Мы — бизнес-школа, учебное заведение. В мировой истории было достаточно позорных моментов, когда образование было недоступно людям с определенным цветом кожи, определенной национальностью или в силу других дискриминационных признаков.
Мы не поддерживаем дискриминацию в любом ее проявлении, в том числе по цвету паспорта людей, которые к нам приходят.
Мы будем работать с теми студентами, кто готов при поступлении подтвердить свою позицию относительно дискриминации и согласиться с нашими правилами работы.
Мы всегда работали на русском языке, с момента основания Школы. Русский — 8-й язык по количеству носителей в мире и это язык, на котором мы думаем и работаем. Наша задача — оставаться лучшей школой для тимлидов и менеджеров, и мы можем это сделать, работая на русском.
С пониманием ко всем, кто придерживается другой точки зрения, мы оставляем за собой выбор принимать обоснованные и последовательные решения в интересах наших клиентов во всех уголках мира.