Александр Орлов, управляющий партнер Школы менеджеров Стратоплан
Сегодня — продолжение сериала про выгоревшего менеджера. Первые две серии можно почитать тут и тут.
— Есть четыре пути работы с таким состоянием, — Филипп достал ручку и начал рисовать. — Первый путь — это детские мечты. Вот работал я с владельцем одной компании. Он за десять лет работы припотух, чего дальше делать — непонятно. Мы с ним выяснили, что для него в детстве примером был его дед, капитан дальнего плавания. В итоге, попробовали с ним такое задание: вести бортовой журнал компании. Через две недели он приходит с горящими глазами: все, говорит, Филипп, оно работает! Я веду журнал, чехвощу боцмана (его заместитель), я понял, что я капитан. У человека сошлось.
Какие у меня были мечты в детстве?.. Помню, что всегда мечтал стать сыщиком-детективом. Я не любил фантастику, зато детективы перечитал все: Конан Дойл, Агата Кристи, Рекс Стаут…
Когда работал в тестировании, мне казалось, что эта деятельность очень похожа на расследование преступлений. Упала система = совершено преступление. Надо найти преступника — баг. И вот ты придумываешь способы его поимки, круг подозреваемых сужается, и в один прекрасный момент — вот он, голубчик, лежит в наручниках оформленный в багзиллу. А если ошибка плавающая: то есть, то нет — это маньяк…
— Или вот еще пример… — Вернул в реальность голос Филиппа. — Тоже владелец компании, но покрупнее — человек на триста. Спрашиваю его ты в детстве кем мечтал быть. Он такой: « —Пилотом». — «Почему пилотом?» — «Ну, потому что ты сидишь за штурвалом, а за тобой триста человек, и от тебя зависит их жизнь…» Понимаешь, что произошло дальше? Мы поработали, и у человека тоже сошлось — что он пилот своей компании.
С детскими мечтами было понятно. Я себе дал обещание вечерком за кружкой допинга еще раз окунуться в воспоминания. Вторым способом работы со своими целями оказалась История силы. Тут нужно было вспомнить моменты, когда ты реально гордился тем, что сделал.
Третий способ — Боль. Что мучает, что мешает спать по ночам и что убивает все удовольствие от работы? Можно проработать эти моменты и переключить себя с восприятия боли на то, для чего это нужно. Ну, или принять какое-то решение и от боли избавиться насовсем.
— И четвертый способ — это Зов. Помнишь, как в «Алисе в стране чудес», появляется кролик — и Алиса ныряет за ним в яму. Кролик — это зов.
— «А был я чмошником и алкоголиком, потом сказали мне: $#%дуй за кроликом» — не к месту процитировал я известную песню.
— Примерно так. Когда ты попадаешь в точку смерти (не бледней, так называется твое текущее состояние), то жизнь будет подкидывать тебе такие зацепки. Если на них обращать внимание и тянуть то за одну, то за другую, рано или поздно придешь куда хочешь.
Зацепки, кролики… Ага, очень помогло. Бортовой журнал — это хоть понятно, а тут фиг пойми… Без пол-литры не разберешься. Однако, другие же пациенты как-то справлялись при поддержке доктора. Почему бы не попробовать?
Мы договорились встречаться каждые две недели. Посмотрев на меня с прищуром, доктор Гузенюк предположил, что пары месяцев мне должно хватить, чтобы решить мои проблемы. Это меня вполне устраивало — у меня было еще четыре месяца саббатикала.
Настроение приподнялось. Было непонятно, что дальше будет, но почему-то появилась уверенность, что все получится. Вечером совершенно неожиданно в Viber стукнулся Игорь, мой бывший начальник из Intel:
— Саш, мы тут ищем тест менеджера, тебе не интересно?
Несмотря на мою прошлую любовь к тестированию, возвращаться туда не хотелось. Однако, я решил посмотреть, куда это они ищут сотрудников. Кончилось это все тем, что я проинвестировал в их стартап. 🙂
Но главным было другое… Игоря было не узнать. В Intel это был такой классически классический корпоративный менеджер. Посмотришь на него, и было понятно, что это корпоративная машина, которая строит карьеру. А тут я увидел человека С ГОРЯЩИМИ ГЛАЗАМИ!
Как?! Что произошло?! Я тоже так хочу! Мы немного поболтали. Выяснилось, что этот стартап они делают той же старой доброй командой… Отличные ребята, вместе с ними мы работали на Sun, потом в Intel. Потом я ушел в тренерский бизнес, а они этой же командой создали свою небольшую компанию. И вот теперь они в стартапе. 16 лет вместе…
Накатила ностальгия. Захотелось разбежаться и нырнуть к ним. Но бизнес-тренер стартапу был не нужен. Однако… может быть, ключ в том, чтобы работать с сильными людьми, с которыми мне нравилось работать? Тут же в голову пришла идея отличного (ну, мне все мои идеи нравятся) стартапа из области индустрии путешествий.
Я набрал моего бывшего интеловского тех.лида Бориса Сергеича, который один стоил нескольких команд. Договорились встретиться в Москве. Через пару дней я был в столице. Пообщались, решили делать совместный проект.
На следующий день у нас в офисе столкнулись с Иваном Селиховкиным, который как раз закончил вести занятие по управлению проектами.
— Иван, у тебя случайно нет идей хороших полезных проектов?
— Ну, вообще-то я давно думаю сделать игру по управлению проектами…
— Игру?!
Дальше все закрутилось быстрее. За два месяца я отложил свою идею из индустрии путешествий (оказалось, умные люди уже сделали), с Борис Сергеичем мы планировали новый стартап по эмодзи, встречались втроем с Иваном, планировали управленческую игру: я составлял маркетинговый план, Иван писал сценарии первых уровней, я искал переводчика, который бы их локализовал на английский, изучали тему настольных игр, встречались с гейм-дизайнерами…
Это был зов. Зацепки. Те самые кролики. Целое стадо кроликов.
Параллельно шла работа с Филиппом. Мы обсуждали то, что происходит. Филипп уточнял: «Что именно в этом тебе нравится?», «Что чувствуешь?» Поначалу было непривычно: какая разница, что я чувствую? Я всегда чувствую голод перед завтраком, сытость после завтрака, бодрость после кофе и боль в мышцах три дня после хорошей тренировки.
Оказалось, в вопросе про «чувствуешь» есть смысл. Когда мы договорились с Иваном делать игру, мне досталась задача сделать план ее запуска. Я достал эксельку и начал вписывать туда потенциальные каналы продвижения. Поймал себя на мысли, что заставляю себя этим заниматься через силу. Еле доделал, ей богу. Но когда прочел сценарии первых уровней, все изменилось. Игра меня реально захватила, по коже пошли мурашки. Не часто такое бывает от рабочих проектов. А тут вот оно.
Филипп своими словами переформулировал то, что слышал от меня, и то, что я боялся сам себе сказать. Давал домашние задания (небольшие). Возникало ощущение, что мозг внутри тебя поворачивается. Вправляется вывих мозга.
В конце каждого разговора мне казалось, что я для себя понял, чем хотел бы заниматься. Дома мы все это обсуждали с супругой. Ей тоже было интересно, чем закончится эксперимент с коучингом. Но главное — это был человек, с которым я могу обсуждать все, включая все унутренности бизнеса, отношения с бизнес-партнером и свои бизнес-метания. За следующие две недели вновь обретенная миссия корректировалась. На то, чтобы окончательно ее поймать, ушло ровно два месяца.
В итоге, получилось вот что. Я понял для себя, что хочу делать прикольные, полезные людям вещи в режиме пиратских набегов.
Что?! — можете сказать вы, — Вот на это, Саша, ты потратил два месяца? Да ладно…
Угу. А еще кучу денег и усилий. Оказалось, разбираться в себе долго, а на выходе одно предложение. Но оно того стоит, поверьте.
Мы с Филиппом пожали друг другу руки:
— Саша, мне кажется, теперь тебя ждет что-то очень интересное. Удачи тебе.
— Спасибо, дядя Филипп, будем стараться.
Через неделю умер Андрей Рудольфович. Мой классный руководитель, душа компании, скаут, актер, в прошлом — морпех. Он был всего на десять лет старше нас, и вот на тебе — оторвался тромб. Еще три дня назад играл в хоккей, а сейчас мы сидим на его поминках. Я провел там два часа. Внимательно слушал, что говорят люди. Никто не говорил: «Андрея Рудольфовича мы полюбили, потому что его зарплата была такой-то» или: «Вместе с ним мы запустили один из лучших бизнес-проектов». Он вообще был не про это. Он был про искренность, правду, взаимовыручку. И жил с ехидным прикольным прищуром. Никогда не знаешь, где он тебя подколет.
Это вообще не про деньги. Для себя я поставил мощную галку: сколько осталось времени — я не знаю, но делать вещи только из-за денег я не хочу. Делать надо настоящие вещи.
Кролики убежали — ни один из тех проектов, с которыми я носился, не пошел дальше начальных стадий. Но жить стало проще. Стало понятно, в какие проекты вписываться, в какие нет. Причем, теперь мое «нет» стало твердым. Раньше я мог вписаться во что-то, чтобы поддержать идею и человека, который ее предлагает. Боялся обидеть отказом. Вписывался, потом мучался в проекте — теперь стало понятно, почему.
И стало понятно во что вписываться, чтобы потом не мучаться. Себя не обманешь. Сейчас есть несколько проектов, над которыми я работаю — но про них, наверное, стоит рассказать позже, уже за рамками этого сериала. 🙂
Какие из всего этого мы можем сделать выводы?
1. Кролики рулят. Как и детские мечты. 🙂
2. Если сейчас вы не получаете удовольствия от работы, это не значит, что этим надо заниматься до пенсии. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на то, что не приносит удовольствия.
3. Попробуйте отдохнуть. Побольше, в отрыве от новостей и интернета. Это может помочь услышать себя.
4. Отпуск на год: звучит привлекательно, но не всегда в нем есть смысл. Первые восемь месяцев моего отпуска ничего не решили. Решили всего два месяца.
5. Если сами справиться с ситуацией не можете, не стесняйтесь пойти к специалисту. Лучше к хорошему, но, наверное, главное — чтобы вы ему доверяли.
6. Чтобы начать гоняться за своими кроликами, вовсе не нужно увольняться или уходить в саббатикалы. Для этого нужно немного перестроить свой день и воспользоваться помощью недорогих помощников. Но об этом поговорим в следующий раз.
Успехов вам и занимайтесь тем, что любите!
Весь 2021 год мы уже работали как компания, юридически расположенная в Евросоюзе, и планомерно переносили в эту юрисдикцию основные бизнес-процессы, включая прием платежей, основные расходы и уплату налогов.
Справившись с первым шоком и стабилизировав работу команды, 01.03.2022 мы заявили, что останавливаем коммерческие проекты и ближайший месяц перебрасываем все силы на проведение поддерживающих психологических семинаров для всех, кому нужна поддержка в это непростое время.
Понимая, что наш статус EU-компании и принятое решение остановить все коммерческие активности дают нам немного времени (наши налоги уже не работают против людей), следующие 10 дней мы уделили организации и запуску открытого бесплатного проекта поддержки для всех наших клиентов и подписчиков.
За это время стало окончательно понятно, что мы больше не можем поддерживать своими налогами путь, который выбрала РФ, поэтому мы прекращаем экономическую деятельность в России — наша компания не принимает платежи и не платит налоги на территории РФ.
Текущие, запущенные проекты мы доводим до конца, так как всегда выполняем все взятые на себя обязательства, как и все предыдущие 12 лет нашей бизнес-практики.
Мы — бизнес-школа, учебное заведение. В мировой истории было достаточно позорных моментов, когда образование было недоступно людям с определенным цветом кожи, определенной национальностью или в силу других дискриминационных признаков.
Мы не поддерживаем дискриминацию в любом ее проявлении, в том числе по цвету паспорта людей, которые к нам приходят.
Мы будем работать с теми студентами, кто готов при поступлении подтвердить свою позицию относительно дискриминации и согласиться с нашими правилами работы.
Мы всегда работали на русском языке, с момента основания Школы. Русский — 8-й язык по количеству носителей в мире и это язык, на котором мы думаем и работаем. Наша задача — оставаться лучшей школой для тимлидов и менеджеров, и мы можем это сделать, работая на русском.
С пониманием ко всем, кто придерживается другой точки зрения, мы оставляем за собой выбор принимать обоснованные и последовательные решения в интересах наших клиентов во всех уголках мира.