Мы продолжаем о черных дырах менеджмента: неочевидных пробелах, которые затягивают ваши ресурсы, проекты, карьеру. Если вы пропустили — вот начало этой истории.
До 80% ошибок в менеджменте приходится на первый уровень управления — вроде как заезженная истина, с которой все согласны.
Все это знают, понимают и даже пытаются что-то делать. Обучаются сами, обучают менеджеров, но ощутимо лучше не становится. После курсов и тренингов департамент работает +/- ровно, даже, можно сказать, нормально. Но не существенно лучше, нет какого-то роста в 80%. Даже в 30% нет.
Давайте разбираться.
Считается, что ошибки первого уровня совершают менеджеры проектов, что якобы они и есть тот самый первый уровень. Ведь именно они ответственны за наименьшую единицу управления — успех отдельного проекта.
Но всегда ли это так? Распределение решений «по людям» совсем не всегда ложится на плечи ПМа. Постановка задач непосредственно исполнителям, решения, кому какой технической частью заниматься, перегруз сотрудника, неправильно подобранные задачи, после которых инженеры сбривают бороды, снимают роговые очки и уходят в закат, «потому что стало скучно, не вижу перспектив», — вот это всё, — часто работа не ПМа, тим или тех лида.
Первый уровень управления — далеко не всегда ПМ.
Первый уровень управления — это те, кто непосредственно распределяет и выдает задачи исполнителям: тим лиды, тех лиды или любые другие люди, выполняющие их функции.
Парадокс, но именно их, тим лидов, тех, кто работает с командой рука об руку каждый день, не всегда воспринимают как менеджеров.
Часто даже вакансии через одну называются lead developer. Компании с порога уже названием намекают на сильную техническую базу и смещают акцент с people-management на знание технологий. Конечно, технологии для тим лида важны.
Но. Разве всякий синьйор может быть лидом? Здравый смысл подсказывает, что вряд ли. Значит, хорошего знания технологий недостаточно? А на что ещё обращают существенное внимание у лида?
А ПМ, а что же ПМ?
Что если проект большой, проектов несколько или просто менеджер имеет не самые глубокие знания технологий и не ставит задачи лично? Так бывает часто, и тогда распределение задач команде ответственно ложится на тим лида. С него же и спрашивают весь результат. Куда уходят скучные задачи, от которых обычно хотят откреститься? Как быть уверенным, что эти задачи не будут попадать одному и тому же человеку, что унылой работой не загрузят вон того разработчика, который только ради интересных задач к вам и перешел, что ими не перегрузят, что одна из таких задач не станет последней каплей у демотивированного сотрудника? И тысячи таких «как» кружат над менеджером и заставляют его грустить.
А никак.
Чтобы и не сдохнуть, и не скатиться в микроменеджмент — никак.
Черная дыра менеджмента — 2 : недооценка мидл менеджмента, тим и тех лидов.
Управленческий парадокс: в большинстве компаний не рассматривают тим лидов как people-managers. Мы не требуем от тим лида каких-то особых знаний о работе с людьми. Мы ждем от них хороших знаний технологий, и забываем, что кроме технической экспертизы и код ревью есть не менее важная составляющая: команда.
Тим лиды — это «первая линия обороны», те, кто прямо, вот просто прямее некуда, работают с людьми. Тим лиды — это те, от действий кого зависит не только технически правильно сделанная работа, но и то, с каким чувством эту работу закончит непосредственно исполнитель.
Именно лиды распределяют и ставят, проговаривают задачи. Именно они первыми принимают результат. И именно они дают первую (а часто и последнюю) обратную связь. Это невероятно важная часть менеджмента. Это — ваша черная дыра, через которую могут вытекать те самые 80% ошибок и проблем.
Большинство ежедневных вопросов, которые решаются внутри команды — мелкие, рутинные. К ним часто нет необходимости привлекать ПМа. Но большинство этих мелких вопросов, разногласий и споров могут сложиться в снежный ком и существенно повлиять на ход проекта. И, что важно, большинство этих проблем могут успешно решаться на уровне тим лидов.
Рубрика «невероятно, но очевидно»
1. Влияние тим лидов часто недооценивают. Они готовы взять на себя важную часть работы с людьми в команде. При этом все останутся в выигрыше: ПМа разгрузят, а сами тим лиды получат больше полномочий и смогут реализоваться. Ведь какой смысл нанимать сотрудника на руководящую (да, именно руководящую) должность — и связывать ему руки?
2. Тим лиды могут, сами того не подозревая, создать менеджеру много проблем (чтобы было что потом героически решать). Создать не со зла, а просто потому что его, лида, не обучили, не донесли, не объяснили влияние этой роли.
Что из этого следует:
1. Для тим лида.
Вы важны. Вы не просто код-ревьюер, раздаватель и собиратель задач. Вы — мидл-менеджмент, руководитель команды со всеми вытекающими. И, хотите вы того или нет, но работа с людьми — это существенная часть вашей работы, которую невозможно передать кому-либо.
2. Для менеджера.
Если вам кажется, что вы перегружены, что работа с людьми не всегда под контролем — присмотритесь, как руководит ваша «первая линия обороны». Вы точно рационально используете ресурсы? Ваши лиды точно умеют работать с командой?
—
С уважением,
Школа менеджеров «Стратоплан»
Весь 2021 год мы уже работали как компания, юридически расположенная в Евросоюзе, и планомерно переносили в эту юрисдикцию основные бизнес-процессы, включая прием платежей, основные расходы и уплату налогов.
Справившись с первым шоком и стабилизировав работу команды, 01.03.2022 мы заявили, что останавливаем коммерческие проекты и ближайший месяц перебрасываем все силы на проведение поддерживающих психологических семинаров для всех, кому нужна поддержка в это непростое время.
Понимая, что наш статус EU-компании и принятое решение остановить все коммерческие активности дают нам немного времени (наши налоги уже не работают против людей), следующие 10 дней мы уделили организации и запуску открытого бесплатного проекта поддержки для всех наших клиентов и подписчиков.
За это время стало окончательно понятно, что мы больше не можем поддерживать своими налогами путь, который выбрала РФ, поэтому мы прекращаем экономическую деятельность в России — наша компания не принимает платежи и не платит налоги на территории РФ.
Текущие, запущенные проекты мы доводим до конца, так как всегда выполняем все взятые на себя обязательства, как и все предыдущие 12 лет нашей бизнес-практики.
Мы — бизнес-школа, учебное заведение. В мировой истории было достаточно позорных моментов, когда образование было недоступно людям с определенным цветом кожи, определенной национальностью или в силу других дискриминационных признаков.
Мы не поддерживаем дискриминацию в любом ее проявлении, в том числе по цвету паспорта людей, которые к нам приходят.
Мы будем работать с теми студентами, кто готов при поступлении подтвердить свою позицию относительно дискриминации и согласиться с нашими правилами работы.
Мы всегда работали на русском языке, с момента основания Школы. Русский — 8-й язык по количеству носителей в мире и это язык, на котором мы думаем и работаем. Наша задача — оставаться лучшей школой для тимлидов и менеджеров, и мы можем это сделать, работая на русском.
С пониманием ко всем, кто придерживается другой точки зрения, мы оставляем за собой выбор принимать обоснованные и последовательные решения в интересах наших клиентов во всех уголках мира.