Салют,
В прошлой статье мы коснулись такого сложного навыка как «внимание к деталям». С точки зрения профессии менеджера, этот навык приобретает форму «видеть и понимать незначительные, на первый взгляд, изменения в процессах и отношениях между участниками производственного процесса». Мы затронули несколько проблемных ситуаций, в которые может попасть руководитель, который, например, упустил момент потери сопричастности в команде или утрату интереса к проекту со стороны заказчика.
Проблемы медленных, «ползущих» изменений касаются не только руководителей и менеджеров, как отдельных людей. В сторону укрупнения систем, эти изменения затрагивают отрасли и целые страны. На примере таких стран как Эстония, мы можем наблюдать как всего 3% годового оттока населения на счёт миграции в другие страны, становятся устрашающими -30% населения страны за 10 лет. Треть населения страны, по оценкам специалистов (тут мы можем полагаться только на их мнение) — критическая отметка. Как потеря трети крови для организма. Страна может просто перестать существовать, так как людей и производимого ими продукта не хватит для поддержания минимального уровня средств в финансовой системе страны.
3% в год. Процесс, который происходит прямо сейчас. В соседней с нами стране. «Ползущие» изменения, с точки зрения стороннего и невключенного наблюдателя.
Сегодня, чтобы перейти от общего к частному и более конкретному, мы обозначим какие процессы уже сейчас могут «невидимо», а точнее не так явно и заметно без отдельных точек сравнительного анализа, влиять на наше профессиональное состояние, успехи в работе, выполненные проекты и создание новых продуктов и сервисов.
Давайте попробуем обозначить некоторые подобные тенденции касающиеся как отдельных профессий в инженерных областях, так и общие проблемы связанные с экономикой и политической ситуацией в целом. Оговоримся сразу, задачи показать что где-то плохо, а где-то ещё хуже у нас нет. Это странное соревнование.
Люди — кадры, рабочая сила, интеллектуальный ресурс
Проблема, которая касается как руководителя проекта или департамента при найме сотрудников, так и рядового инженера или лидера команды — с кем работать? Кому поручать что-то важнее «перетаскивания цифр в экселе»? Почему уходит так много времени на вход людей в специфику конкретного бизнес домена? Откуда этот тотальный «пофигизм» в формате «и так сойдёт» или «на сколько заплатили — настолько я и наработаю», который приносит страшные последствия в интеллектуальной сфере?
Катастрофическое падение рождаемости в 90хх. Тем, кто не родился тогда, сейчас должно было бы исполнится по 26-30 лет. То, что ощутили на себе ВУЗы несколько лет назад, когда просто не было наборов на целые специальности и пришлось системно вводить механизм ЭГЕ, чтобы хоть как-то заполнить институты (уже не по умению решать задачи на вступительном экзамене, а просто выстроив всех «по росту») сейчас стало нашей с вами проблемой. ВУЗы дали через механизм ЭГЕ поступить в ВУЗы троечникам, которые ранее простоте могли претендовать на высшее образование. Сейчас эта волна людей заканчивает и уже закончила технические специальности. Да, многие хорошие ВУЗы «держат марку». Да, можно сколько угодно приводить в пример 239 Питерскую школу. На несколько сотен тысяч специалистов занятых в ИТ и смежных областях это даже не капля в море. Это погрешность на графике. И лучших из этих знаменитых школ и ВУЗов разберут по нескольким крупным компаниям или пригласят за рубеж. С кем будем работать мы с вами?
Новых кадров не будет. Примеры компаний, которые пробовали расти быстро, заваливая рынок деньгами говорят об одном и том же — это больше не работает. Люди собранные в одном офисе не становятся коллективом и работающей машиной. Потому что первыми на деньги реагируют более молодые, менее опытные и потому менее оплачиваемые слои кадрового рынка. Грамотному, опытному специалисту уже платят «по рынку» или немного выше и он не сменит просто так работу в понятном месте, на работу в бурной растущей авантюре, где завтра прилетая работать с теми, кого «сманили» или «наняли по объявлениям».
И если вы ещё не видите этих изменений в рынке труда — завтра вы увидите их в годовом отчете по проделанной работе и в цифрах ушедших специалистов более старшего уровня, которым надоело «вытирать носы» и другие места «молодняку, которому ничего не надо».
Ещё пару лет назад можно было сказать: вас выдавливают молодые. Теперь мы добавим — молодые и необразованные. Да, они «хватают» все в разы быстрее нас с вами. Да, они набирают стартовые показатели с пугающей быстротой. И тем самым могут составить конкуренцию более опытным и привыкшим думать системно специалистам. Но их будут брать все охотнее. Потому что их будут нанимать такие же «быстрые» HR-в и более подвижные «скрам мастера», получившие сертификат за 2 дня тренинга или ставшие формально «синьерами» в свои 24 года.
А вам будет не с кем работать. Потому что вы будете искать, а скорее всего, уже ищете, других.
Экономика стран СНГ и политика, которая коснулась каждого через экономку
В чистом виде, ещё пару лет назад, зарабатывая в крупных городах РФ 70.000 рублей, специалист получал зарплату около 2.000 долларов, чего хватало для выплаты текущих обязательств (например 30.000 рублей) и при том уровне цен на автомобили / технику / туризм вполне позволяло выделять средства на обучение или делать сбережения. Оставалось около 1.000-1.200 долларов для всего остального. Для городов поменьше суммы можно скорректировать с учетом стоимости жизни, но суть от этого не меняется.
Сейчас те же деньги в рублях, это уже 1.000+ в долларовом эквиваленте. Пусть даже обязательства типа ипотеки не изменились в рублевом выражении, все остальное выросло и в сухом остатке уже 200-300 долларов (если они есть) это совсем не та сумма, с которой можно откладывать что-то на обучение и большой отпуск в другой стране.
Свободных денег практически не осталось. Сбережения делаются все меньше количеством людей. Не смешно.
Падение в два раза, как бы нас с вами не пытались отучить от мысли мерять все в долларах. Автомобили, техника, поездки за рубеж как стоили в валюте, так и стоят. Продукты и одежда незаметно выросли даже в рублях, пусть даже кое где искусственно сдерживаясь.
В Украине, если зарплата специалиста была привязана к национальной валюте (а тут есть исключения), падение составило более 3 раз. Вскоре мечта многих россиян про «доллар по 32» сбудется для многих украинцев. Сейчас уже 27-28 грн за доллар против 8 ещё 3-4 года назад.
Это уже даже не ползущие изменения. Это пугающая своей простотой математика. Будущие изменения, которые сейчас создаются или уже созданы в виде миллиардных дыр в бюджете, тоже язык не поворачивается назвать «незаметными».
К чему эти страшилки?
Что мы пытаемся сказать / сделать этой констатацией фактов. Зачем мы это пишем. Да, вам хватает этого по телевизору и в интернете. Нет, мы не ударились в политику и вопли «все пропало» не станут темой следующего сезона.
Нас пугает с какой скоростью эти изменения стали для нас с вами привычными. Нас пугает, что огромное, растущее количество людей в наших социальных сетях и рассылке, кажется, готовы принять это как данность и ничего с этим не делать.
Несколько лет назад, когда рассылка тогда ещё молодого проекта «Стратоплан» выходила с какой-то острой темой про деньги или про карьеру — мы получали десятки и сотни писем в ответ. Нас ругали, хвалили, критиковали, репостили и пересылали письма коллегам. Нас с вами интересовали как темы профессионального роста, так и возможности исследования новых знаний.
Сейчас, когда мы выросли более чем в 35 раз по количеству аудитории, которая читает нас — мы начинали с небольшой авторской рассылки на 3.000 подписчиков, сейчас нас читает более 100.000 человек только в рассылке и около 20.000 через Facebook — тема «Вы теряете деньги / вы теряете перспективы» вызывает полтора десятка комментариев и пару писем в ответ. И все. Обсуждения быстро затихают. Письма падают на нас ответной «лавиной» только если мы предлагаем что-то, во что вам совсем трудно поверить или мы где-то по-крупному ошибемся в маркетинге.
Вариантов мы видим 2:
Скажите нам — какой вариант ближе к реальному положению дел?
Примите участие в небольшом опросе (10-15 секунд):
Проголосовать >>>
Заранее спасибо тем кто добрался до этого места статьи и проголосовал!
………
Эти две простые вещи: кадровый провал и экономическая ситуация ставят нас с вами в странное положение.
Мы все хотим и можем давать результаты каждый в своей профессиональной области. Вы приходите к нам исследовать нужные вам в работе темы, но вас очень мало и становится удельно все меньше, несмотря на то, что мы увеличиваем охват аудитории все больше и больше. И вы или понимаете ситуацию так как и мы и продолжаете просто работать и сокращать затраты на все, что может подождать (дорогие покупки, заслуженный отпуск, лучшее жильё, обучение, сбережения) или отчаялись что-то менять в одиночку. Мы понимаем, что менять систему и внедрять новые способы работы и, тем более, управления людьми — очень сложно. А если это настолько сложно — то закрадывается предательский вопрос: а зачем это исследовать и изучать?
Второй вопрос, который вы уже увидели, если открыли первую ссылку.
Что вы решили делать в этом году, если экономика не изменится и ситуация на рынке труда останется прежней?
Валить отсюда? Растить кадры с нуля самостоятельно? Освоить новые техники и инструменты и как-то, за счёт повышения компетенций и получения нового опыта, переходить в более устойчивые или, наоборот, более подвижные бизнес структуры?
Что вы планируете делать, если наши оценки реальности совпадают?
Скажите нам об этом. Это займёт ещё секунд 20 вашего времени.
Высказать свое мнение >>>
…….
Мы с вами перешли от вполне понятных вопросов «внимания к деталям выполняемой работы» к вопросам более широкого профиля — внимания к деталям и особенностям рынка, на котором мы работаем.
Нам кажется, это вполне своевременный переход для многих из вас.
Зим не просто близко — зима наступила. Выживут самые зоркие и собранные. Те, у кого есть план.
До встречи через пару дней, коллеги. Мы тут, кажется, вынашиваем одну интересную мысль. Если сможем сформулировать — может получится вполне реальная NEXT BIG THING. Мы попробуем.
Весь 2021 год мы уже работали как компания, юридически расположенная в Евросоюзе, и планомерно переносили в эту юрисдикцию основные бизнес-процессы, включая прием платежей, основные расходы и уплату налогов.
Справившись с первым шоком и стабилизировав работу команды, 01.03.2022 мы заявили, что останавливаем коммерческие проекты и ближайший месяц перебрасываем все силы на проведение поддерживающих психологических семинаров для всех, кому нужна поддержка в это непростое время.
Понимая, что наш статус EU-компании и принятое решение остановить все коммерческие активности дают нам немного времени (наши налоги уже не работают против людей), следующие 10 дней мы уделили организации и запуску открытого бесплатного проекта поддержки для всех наших клиентов и подписчиков.
За это время стало окончательно понятно, что мы больше не можем поддерживать своими налогами путь, который выбрала РФ, поэтому мы прекращаем экономическую деятельность в России — наша компания не принимает платежи и не платит налоги на территории РФ.
Текущие, запущенные проекты мы доводим до конца, так как всегда выполняем все взятые на себя обязательства, как и все предыдущие 12 лет нашей бизнес-практики.
Мы — бизнес-школа, учебное заведение. В мировой истории было достаточно позорных моментов, когда образование было недоступно людям с определенным цветом кожи, определенной национальностью или в силу других дискриминационных признаков.
Мы не поддерживаем дискриминацию в любом ее проявлении, в том числе по цвету паспорта людей, которые к нам приходят.
Мы будем работать с теми студентами, кто готов при поступлении подтвердить свою позицию относительно дискриминации и согласиться с нашими правилами работы.
Мы всегда работали на русском языке, с момента основания Школы. Русский — 8-й язык по количеству носителей в мире и это язык, на котором мы думаем и работаем. Наша задача — оставаться лучшей школой для тимлидов и менеджеров, и мы можем это сделать, работая на русском.
С пониманием ко всем, кто придерживается другой точки зрения, мы оставляем за собой выбор принимать обоснованные и последовательные решения в интересах наших клиентов во всех уголках мира.