Когда мы со Славой Панкратовым запустили свою годовую программу обучения, то с самого начала хотели делать план обучения индивидуальным для каждого студента. Для чего призвали на помощь вторую вышку Славы по практической психологии, отобрали два подробнейших теста (один на 580 вопросов) и стали просить слушателей не только пройти тесты, но и написать эссе о своей истории, целях и планах.
Через пару месяцев мы запустили профессиональную ориентацию как отдельную услугу, окончательно закопавшись в анкетах и эссе наших слушателей.
За 3 месяца удалось проанализировать более 500 анкет, что не только дало почувствовать себя профессиональным орнитологом ориентологом, но также дало пищу для интереснейших наблюдений.
Это не профессиональное исследование, но надо понимать, что за каждой анкетой стоит карьера и судьба конкретного человека. Черт побери, звучит пафосно, но это так. Что любопытно, анкеты нам присылали люди из самых разных компаний (и даже не только ИТ отрасли), самого разного возраста (от 24 лет до 51 года), из 6 стран, — вероятно, это говорит, об универсальности замеченных проблем. Итак, что удалось заметить.
Тот самый занудный тест на 580 вопросов — это тест MMPI в одной из его программных реализаций. Тест хорош тем, что откалиброван на десятках тысяч респондентов, а вопросов так много, потому что в них зашиты несколько шкал перепроверки искренности и валидности ответов.
Но по сути, тест показывает склонности в профессиональной деятельности. Условно говоря, в каком направлении лучше получится. Так вот, более чем у половины наших респондентов тест показывает, что у них нет склонностей ни к чему! Типичная картина:
Названия категорий означают не совсем то, что написано (тут обычно требуется некоторая расшифровка).
Например, экспедиции — это не склонность к походам, а это своеобразная логистика. То есть то направление, где необходимо видеть процесс единой картиной, удерживать в памяти все детали, состыковывать их, разделять обязанности, проверять промежуточные результаты. Одним словом, такой специалист как из пазлов складывает весь рабочий процесс, заставляя его работать на результат.
А военная служба — это не желание отдать долг Родине, а склонность работать в достаточно формальной среде с устоявшимися процессами.
Но суть не в этом. Суть в том, что по всем категориям вместо нормальных +5, +7 видны жесткие минусы. На вопрос “К чему у тебя есть склонность?” организм отвечает: “Отстаньте от меня, я ничего не хочу!”
Иногда это сопровождается единственным мощным плюсом в категории “Производство”, что можно интерпретировать как: “Можно я вместо этого длинного теста пойду поработаю, и там наконец и сдохну?”
50%! 50% пришедших на обучение людей, многие из которых сами заплатили за это обучение деньги — находятся в замотанном состоянии. Пойдем дальше:
Понятно, что у нас присутствует наша профессиональная деформация. Мы занимаемся обучением, люди приходят к нам учиться. Уверен, что хозяин рюмочной, если бы провел анкетирование своих клиентов, поделился бы еще более шокирующими результатами: 100% респондентов (ну, кроме вот того парня с дорогими часами в углу) находятся в нересурсном состоянии!
Но в нашем конкретном случае это означает что? Минусы в анкете MMPI значат либо накопленную усталость, либо (недавно перенесенное) состояние стресса, либо общее сильное недовольство текущим положением.
Люди хотят что-то изменить, потому что чувствуют, что идут куда-то не туда. И пытаются найти выход в обучении. Когда вначале надо бы взять отпуск (хотя бы на пару недель), отключиться от Интернета, телевизора, новостей, почты и телефона. Побыть наедине с самим собой (с семьей тоже пойдет), почитать хорошие художественные книжки и очистить голову от забившего ее шлака.
В каком состоянии находятся сейчас люди в вашей команде? За 14 лет работы в ИТ и последующие 7 лет обучения ИТ-компаний не было замечено, что обстановка в ИТ проектах сильно расслабляет и похожа на отдых “все включено” на Кипре. Обычно это: быстрей-быстрей, аааа дедлайн и “а можно еще вот эти 5 фич до вечера включить в релиз?”
При этом толковые специалисты, на которых все держится, в отпуск ходят реже всех, поскольку см. пункт “на них все держится”. Что это означает? Это означает, что у людей может сорвать крышку в любой момент. Вопрос — отслеживаете ли вы их состояние?
История из реальной жизни, рассказанная Славой 10 лет назад. Киевская команда по разработке сложнейшего лексического анализатора. В команде архитектор Володя — человек выдающейся гениальности, разговаривающий в эфире с концепциями, про которые никто не слышал. Но по факту — определяющий и архитектуру, и интерфейсы взаимодействия компонент между собой и пр., и пр.
Все привыкли к тому, что Володя никогда не сбоит. И всегда выдает созданные архитектуры в срок, после чего команда голодных кодеров накидывается на скелет с целью нарастить на него программное мясо.
И вот очередной этап проекта, все ждут от Володи новой архитектуры. На утренней планерке, где Володя должен про нее рассказать он говорит, что не получилось пока сделать. Менеджер подымает очи, мол, а когда? Володя говорит: завтра. Команда еще день курит бамбук.
На завтра архитектуры опять нет. Менеджер начинает звереть. Володя багровеет и с двойной силой начинает тискать свои UML-диаграммы.
На третий день архитектуры по-прежнему нет. Менеджер выходит из себя и при всей команде делает Володе втык — мол, какого хрена, такой опытный архитектор — бла-бла-бла. Володя молча принимает кару, возвращается к компьютеру.
На четвертый день — Володи нет на работе. К обеду приходит смска: “Ребята, извините, я вас подвел. Я еду домой в Черкассы.”
Менеджер приходит в ужас: Володя, какие Черкассы?! Тут проект сейчас умрет без ведущего архитектора. Но Володя стоит на своем.
Из Штатов прилетает заказчик, узнает по существование маршруток, садится в маршрутку, едет в Черкассы: Володь, ну ладно, ну погорячился, бывает.
Володя все равно не вернулся: “Мне неудобно перед парнями за такое поведение”.
Что оказалось. Володя в тот момент перевез семью с маленьким ребенком в Киев. И квартирная хозяйка на той неделе начала выгонять их из квартиры, потому что соседи жалуются, что ребенок кричит и всячески мешает им жить. Квартира не находилась, жена на нервах, архитектура не выходит. Все сошлось.
Потом, когда Володе собирали коробку с вещами, в тумбочки нашли какие-то витаминки для мозгов. Человек пытался справиться с ситуацией, как мог, но не получилось…
Почему мы на всех наших семинарах, конференциях и тренингах талдычим про регулярные встречи 1:1? Да вот поэтому!
Если человек находится в не ресурсном состоянии, бесполезно на него давить, его развивать, приводить в пример выдающихся лидеров индустрии. Ему не до этого сейчас. Дайте ему отдохнуть.
В своей компании мы приучились выгонять друг друга в отпуск — это помогает.
Но вернемся фактам, которые были обнаружены в анкетах.
Помимо теста MMPI мы еще предлагали людям пройти тест на психотип (DISC) и написать эссе на тему:
Что было замечено. Большинство нашей аудитории имеет высокую доминанту C (Соответствие) по DISC. Это понятно, это ожидаемо. С отвечает за аналитический склад ума. Мы же в ИТ, верно? Все в порядке.
При этом, в ряде случае в эссе отсутствует связь между планом обучения, решением проблемных ситуаций и глобальной целью.
Человек пишет: моя глобальная цель — иметь собственную компанию, приносящую миллионные прибыли мне и радость людям. Допустим. Давайте посмотрим, что там в тактических шагах: настроить систему непрерывной интеграции и внедрить процессы в работу с командой тестирования. Постойте! А где шаги по заведению собственной компании?
Или человек пишет: хочу дом в Италии с выходом к морю и собственной яхтой. Отличная цель, я прям тоже начал о ней подумывать… И что же должно привести к этой цели? Получение сертификата скрам мастера? Разговор с начальником о повышении зарплаты на 20%?
Есть ощущение, что пропасть между глобальной целью и тактическими шагами — это как раз свойство психотипа. Мы очень хорошо умеем фокусироваться на деталях, на конкретике, но а) не вполне умеем помечтать на 5 лет вперед б) когда пытаемся это сделать, конкретный результат все равно тянет обратно.
Спросив про проблемные ситуации, нельзя ожидать, что тебе будут рассказывать про вдохновение, инсайты и прочие розы. Поэтому тут нам пришлось испить чашу до дна. Во что вписывается большинство проблемных ситуаций, мы расскажем в следующем факте. Но было удивительно увидеть большое количество запросов на тему: “Как мне изменить поведение заказчика, коллег, начальника и пр.” В психологии это обычно называют: цель не под контролем у клиента.
Давайте назовем вещи своими именами: мы не можем изменить других людей. Нельзя изменить заказчика. Есть расхожая фраза: “Ты — это главная причина, почему ты знаешь меня такой”. Так и тут. Чтобы изменить поведение заказчика, нужно изменить свое. И вот это уже цель под контролем у клиента.
Вы скажете: Саша, это очевидные вещи. Нет, друзья, это не очевидные вещи. Когда мы в 2010 году запустили первую годовую онлайн программу, к нам пришли 120 человек. Как вы думаете, сколько из них дошли до конца? 20% — и это очень хороший результат, как мы потом узнали у коллег.
Многие люди, придя учиться, удивленно обнаруживают, что придется не только поглощать новые знания, но еще и что-то делать по этому поводу. А как там сказал когда-то Гете: “Многие люди хотели бы кем-то быть, но лишь единицы готовы кем-то стать.”
В рамках годовой программы мы рекомендуем порядок обучения из 4 наших основных курсов:
После третьей сотни участников распределение зафиксировалось на следующих цифрах:
Формула работы с людьми — это про что, спросите вы? Да, в общем, про то, чем мы занимаемся последние 7 лет:
Однажды мы нашли в себе силы собрать это в краткий, сжатый, емкий видео-курс. Так и получилась это Формула — лучший наш курс по отзывам участников. Но хватит хвастаться. О чем нам говорит то, что этот курс становится первым у половины студентов?
В свое время Том Демарко сказал, что большинство проблем проектов имеют природу скорее социальную, нежели технологическую. Похоже, с тех пор ничего сильно не изменилось.
Еще одни интересным наблюдением стало то, что люди практически не пишут о собственном обучении. Расскажите вашу историю — мне столько-то лет, я работал вот там, потом перешел туда, потом оказался здесь, и вот какие проблемные ситуации я хотел бы решить… Вот что мы видим обычно в эссе.
Друзья, а где обучение? Где прочитанные книги, пройденные курсы, наставники, которые повлияли на ваше профессиональное становление?
После прочтения первой сотни эссе у меня начал развиваться комплекс. Я что ли один такой, чью жизнь несколько раз радикально меняли книги, семинары и другие люди? После десятка вполне определенных книг я полностью переосмыслил свой подход к менеджменту. После нескольких книг и семинаров. открыл свой бизнес. После двух конкретных видео-курсов, бизнес заколосился с новой силой.
Потом, слава богу, начали попадаться слова и про Курсеру, и про книжки, и про начальников, которым за каждый выпитый литр крови надо ставить по литру коньяка. Понятно, что если люди не пишут о том, что они что-то делают, это не обязательно означают, что они это не делают.
Но общее впечатление, которое у меня сложилось после прочтения сотен эссе, это то, что профессиональный путь выглядит так. Идешь, идешь, идешь — все нормально. Потом бац стена. Ты пытаешь пройти, не дает. Тыц, тыц, тыц в нее головой. Так проходит года три. Замечаешь, что стоишь на месте. О! Не сходить ли мне поучиться? А сил уже нет… (см.факт №1).
Давайте подведем какой-то итог. Еще раз, повторюсь, это не профессиональное исследование — это наши заметки (часто эмоциональные) и ощущения от работы с большой группой людей, которые пришли к нам со своими проблемами, и надеюсь, уйдут без них. Но если говорить о практических выводах, вопросах и рекомендациях из этой статьи, то я бы их сформулировал так:
Весь 2021 год мы уже работали как компания, юридически расположенная в Евросоюзе, и планомерно переносили в эту юрисдикцию основные бизнес-процессы, включая прием платежей, основные расходы и уплату налогов.
Справившись с первым шоком и стабилизировав работу команды, 01.03.2022 мы заявили, что останавливаем коммерческие проекты и ближайший месяц перебрасываем все силы на проведение поддерживающих психологических семинаров для всех, кому нужна поддержка в это непростое время.
Понимая, что наш статус EU-компании и принятое решение остановить все коммерческие активности дают нам немного времени (наши налоги уже не работают против людей), следующие 10 дней мы уделили организации и запуску открытого бесплатного проекта поддержки для всех наших клиентов и подписчиков.
За это время стало окончательно понятно, что мы больше не можем поддерживать своими налогами путь, который выбрала РФ, поэтому мы прекращаем экономическую деятельность в России — наша компания не принимает платежи и не платит налоги на территории РФ.
Текущие, запущенные проекты мы доводим до конца, так как всегда выполняем все взятые на себя обязательства, как и все предыдущие 12 лет нашей бизнес-практики.
Мы — бизнес-школа, учебное заведение. В мировой истории было достаточно позорных моментов, когда образование было недоступно людям с определенным цветом кожи, определенной национальностью или в силу других дискриминационных признаков.
Мы не поддерживаем дискриминацию в любом ее проявлении, в том числе по цвету паспорта людей, которые к нам приходят.
Мы будем работать с теми студентами, кто готов при поступлении подтвердить свою позицию относительно дискриминации и согласиться с нашими правилами работы.
Мы всегда работали на русском языке, с момента основания Школы. Русский — 8-й язык по количеству носителей в мире и это язык, на котором мы думаем и работаем. Наша задача — оставаться лучшей школой для тимлидов и менеджеров, и мы можем это сделать, работая на русском.
С пониманием ко всем, кто придерживается другой точки зрения, мы оставляем за собой выбор принимать обоснованные и последовательные решения в интересах наших клиентов во всех уголках мира.